canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Жизненный путь и жизненные ориентации. Выбор жизненного пути.

VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение (жизненный путь)

К тому же мир профессий, как и все остальное, часто кажется школьнику черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой»— все плохо. Категорич­ность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. Нельзя забывать и о том, что ранняя профессионализация часто связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими отрицательными факторами, снижающими уровень сознательности и добровольности выбора.

Очень важен также уровень информированности старше­классников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которо­го им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случай­ным. Нередко эта неинформированиость сохраняется даже на вузовской скамье. На вопрос: «Представляете ли вы себе харак­тер, содержание и условия вашей будущей профессиональной деятельности?»— утвердительно ответили от одной четверти до трех пятых опрошенных В. Т. Лисовским ленинградских сту­дентов. Чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможно­стей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно по­ступить в консерваторию) и оценку своих способностей. Кро­ме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъек­том уровень требований, предъявляемых им к профессии. У 15—17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен и юноша ни к чему осо­бенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных не­удач, например при попытке поступления в вуз?

Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа, все их жизнен­ные планы рухнули и т. д. Понять эти переживания легко, тем более что неудачи постигают многих. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориентирован на продолжение образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже. По данным Э. К. Васильевой, в течение первых пяти лет по окончании десятилетки происходит значительное перераспределение выпускников: так, непосредственно по окончании средней школы в 1963 г. в высшие и средние учебные заведения (включая очную, вечернюю и заочную формы обучения) поступили 54 процента выпускников, а пять лет спустя их доля повысилась до 88 процентов.

Не все придерживаются первоначальных ориентаций. Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетво­ренными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, тре­тий сомневается в правильности выбора вуза. На вопрос: «Если бы вы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор?» — отрицательный или неопределенный ответ дали как минимум треть опрошенных В. Т. Лисовским студентов (обсле­довались четыре ленинградских вуза и девять вузов РСФСР); в некоторых вузах доля положительных ответов составляет мень­ше половины. Причем к старшим курсам число студентов, которые не удовлетворены избранной специальностью, не сокраща­ется, а растет. Это может объясняться разными причинами: уровнем преподавания в конкретном вузе, обнаружением тене­вых сторон будущей специальности, которых школьник не ви­дел, и т. д. У многих неудовлетворенность — это просто кризис­ная точка в развитии, которая пройдет, когда начнется практи­ческая работа. Но на работе молодого специалиста подстерегают новые трудности. Один не справляется с высоким уровнем ответственности, другой, напротив, обнаруживает, что должностные требования значительно ниже уровня полученного им образова­ния, и т. п.

Короче говоря, «вузовский» вариант развития отнюдь не бесконфликтен.

Столь же многоцветны и другие жизненные потоки. В ранней юности человеку кажется, что он сам выбирает свой жизнен­ный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. По окончании школы влияние внеличностных факторов становится еще заметнее. Как справедливо заметил В. Н. Шубкин, наряду с путями, которые мы себе выбираем, существуют пути, которые выбирают нас.

индивидуальные качества – предыдущая | следующая – профессиональная ориентация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Эффективная консультация психолога.

 

 

Яндекс.Метрика