Индукция и дедукция
Индукция является собственным методическим носителем получения сведений. Недаром для Бэкона, который в противоположность древней и средневековой дедукции подчеркнул ее значение, гарантией стало его убеждение, что «знание это сила!».
Индукцию можно рассматривать как метод гипотез, создаваемых на основе приобретенных знаний. Уже известными методами (анализом, абстракцией, сравнением, аналогией) мы рационализируем свой опыт, переходим от отдельных фактов к опыту определенного класса (например, перевод газов в жидкое состояние), а от них к большим обобщениям действительности.
Следовательно, индукция является генерализационной гипотезой на основе повторного опыта, которая приобретает большую или меньшую долю истинности (правдивости), большую или меньшую вероятность верификации новыми экспериментальными фактами.
Дедукцию довольно механически рассматривали в качестве метода, противоположного индукции. Но это неправильно потому, что не производим дедукцию лишь исключительно из общего. С помощью дедукции мы приобретаем сведения из сведений того же уровня или сведения из сведений высшего уровня (пример, а = в, а = с, следовательно с = в; если правда, что все живое является одушевленным, то психологические наблюдения можно проводить всюду, где определяется жизнь, т. е. и у одноклеточных организмов).
Поскольку дедукция исходит из того, что уже известно, очевидно, что она имеет верификационный контролирующий характер. (Аксиомы дедукции как транзитивность взаимоотношений, субституция относится к логике).
Понятие и научное познание
Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем.
Понятие возникает из обычного представления (контуров) путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Например, ребенок вначале представляет конкретную собаку Султана, которую генерализует без дифференциации на всех четвероногих: все, что имеет четыре ноги, является Султаном. Затем следует дифференциация путем сравнения, анализа и первого синтеза: собака Султан, собака Тирл. А после этого следует обобщение опыта – общее представление (абрис): собака.
И наконец, возникает понятие как совокупность основных признаков, отсылающих нас к предмету. Оно образуется путем включения конкретного восприятия или представления в содержание имевшегося раньше представления ассоциации со словом.
Точные понятия мы приобретаем путем определения (дефиниция). Это перечисление всех существенных признаков понятия в форме суждения (мнения). Мнение – это решение, которое может быть правильным или неправильным действующим или недействующим. Решения (определения) могут быть простыми и сложными (сложные – это соединения отдельных простых определений с помощью промежуточных связей – грамматически речь идет о сложном предложении). Современная логика признает в качестве логических знаков схемы правильных сложных определений – тезисы (введение в современную логику написал Андрей Грегорчук – «Популярная логика», 1957, чешский перевод с польского).
Логика управляет нашими мыслительными операциями в том смысле, что ее правила являются обязательными для всех, кто хочет правильно мыслить. Но психология мышления и логика мышления – это не одно и то же. Психология исследует процесс мышления без оценки его логической коректности.
Наука как таковая представляет собой нечто больше, чем только логическое мышление. Определенная наука пока является наиболее возможным обобщением познанных взаимоотношений и связей, логически конкретных и адекватных фактическому материалу (опыту), однородной системой сведений (предложений и их систем).
Научное познание неустанно развивается – асимптоматически приближается к абсолютному познанию. Логика является формальной предпосылкой науки.
Противоположностью научного познания являются различные суеверия и предрассудки – убеждение в значении данных, которые не соответствуют опыту и не выдерживают критики логикой. По эмоционально сильному убеждению в их действительности они не отличаются слишком от бреда, который также является несоответственным объяснением действительности, сопровождающимся непоколебимым убеждением в его правильности. Речь идет о неправильном объяснении, о неправильной интерпретации действительности и на них распространяется выражение Паскаля: «Сердце имеет свои доводы, непонятные уму».
Но бред представляет собой уже явление патологическое, относящееся к психопатологии.