Формы организации психологической коррекции

Третий принцип психологической коррекции — принцип личностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции следует ориентироваться не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спиваковская, «на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции» [Спиваковская, 1988, с. 54].

Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Необходимо, чтобы психокоррекционная работа проводилась с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник — учебной. Однако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка или подростка. Особенно важно это учитывать в процессе психокоррекци-онной работы с детьми, страдающими аутизмом.

Пятый принцип — иерархический принцип психологической коррекции — базируется на положениях Л. С. Выготского, который считал, что суть коррекционной работы состоит в создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна заключаться в целенаправленном формировании психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. По мнению М. Монтессори, коррекция умственного развития ребенка должна протекать в форме специальных упражнений, развивающих его сенсомо-торные способности. В центр психокоррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, напротив, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер. Например, при коррекции мнеми-ческих функций у ребенка развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повышает эффективность запоминания лучше, чем простые тренировочные упражнения.

Реализация шестого — каузального — принципа психологической коррекции направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами и структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко и сочетание обоих факторов. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, то психокоррекционный процесс необходимо направить на нормализацию семейных отношений. Если причина эмоциональных нарушений кроется в резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, то главным звеном психологической коррекции должно стать снижение эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами на фоне медикаментозной терапии.

Еще одним важным принципом является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с ранним детским аутизмом. Кроме того, психокоррекционный процесс должен исходить из уровня развития эмоциональной и интеллектуальной регуляции поведения ребенка. Принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения детей с аутизмом, предложенный В. В. Лебединским с соавторами, позволяет дифференцированно подходить к разработке психокоррекционных воздействий.

Наконец, необходимо отметить, что психокоррекционные занятия должны проводиться с обязательным участием родителей, для того чтобы у них была возможность осуществлять важные коррекционные мероприятия дома, в перерывах между занятиями.

В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция.

В процессе индивидуальной психокоррекции происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка со стороны психолога, использующего для этого различные методы работы.

При групповой психокоррекции воздействие направлено на группу детей, как правило близких по возрасту и имеющих схожие проблемы. Здесь воздействие на конкретного индивида осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников группы, в результате которого и достигаются цели психокоррекции.

Принципы психологической коррекции – предыдущая  | следующая –   Цели психокоррекционных воздействий

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым