В современной советской психологии используется понятие деятельности для раскрытия закономерностей функционирования психического мира личности. Б. Ф. Ломов (1979) рассматривает деятельность в широком аспекте общения как выражения активности личности в ее отношениях с другими людьми. Развивая исследования в области психологии отношений личности, В. Н. Мясищев указывал на их активный характер: человек, воспитываясь под влиянием той или иной среды, не только не уходит из нее, но и преодолевает ее дефекты и преобразует ее. Пониманию большого значения общей активности организма и личности в борьбе с болезнью во многом способствовали современные исследования ряда ученых — Н. А. Бернштейна (1963), П. К. Анохина (1973), П. В. Симонова (1973) и др., заложивших основы физиологии активности, строящейся на принципах системного подхода. В свете такого подхода организм и личность являются самоуправляющимися и саморегулирующимися системами. Н. А. Бернштейн[1] писал: «…ни одно существо не живет „на поводу” сигналов-раздражителей… оно ведет активный поиск того, что ему потребно. Оно сообразуется, конечно, с внешними сигналами, но не они определяют его целеустремленное поведение». Согласно теории функциональных систем П. К. Анохина, физиологическая потребность (мотивация) и конечный результат деятельности (цель) являются движущими силами биосистемы. П. В. Симонов говорит о решающей роли у животных и человека поиска средств удовлетворения потребностей, врожденных и приобретенных в опыте. Д. Н. Меницкий (1975) [2] приходит к выводу, что «последовательность: потребность — поиск — удовлетворение — оказалась чрезвычайно эффективным приобретением эволюции».
Марксизм не противопоставляет социальных черт личности ее природной стороне, подчеркивая, что личность активно действует в социальной среде всем своим существом. Нельзя не отметить и того, что психофизиология активности служит одним из подтверждений ленинской теории отражения, согласно которой «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»[3]. Следовательно, можно говорить о социальном, психологическом и физиологическом аспектах активности человека в их единстве.
Возвращаясь к медико-психологическим аспектам обсуждаемой проблемы, надо отметить, что идея необходимости активного участия больного в процессе лечебно-восстановительной работы является одним из основных принципов реабилитационных программ, разрабатываемых М. М. Кабановым (1978). К признанию роли активности личности в преодолении болезни пришел и такой видный представитель американской психосоматической медицины, как W. Green (1968). Заявляя о происходящем возрастании интереса не только к проблеме болезни, но и к проблеме здоровья, он подчеркивает значение понятия «coping», означающего то, что позволяет сохранять психологическую и физиологическую устойчивость вопреки отрицательным эмоциям. Уберегаться от болезни человек может не только пассивно, избегая вредных воздействий, но и активно преодолевая их. Экспериментальные исследования В. С. Ротенберга и В. А. Аршавского (1979)1 показали позитивную роль активности организма и личности в предотвращении и купировании ряда патологических состояний и отрицательную роль пассивности как важной неспецифическон предпосылки развития разнообразной патологии у животных и человека. Исследователи напомнили известные данные о том, что в период массовых катастроф, войн и других экстремальных ситуаций, несмотря на интенсивные отрицательные эмоции и тяжелые лишения, происходит не увеличение числа таких психосоматических заболеваний, как язвенная, гипертоническая болезни и др., а их резкое сокращение и даже исчезновение. Известно, в частности, что гипертопическая болезнь распространялась в населении Ленинграда не столько во время блокады, сколько вскоре после прорыва ее и что в фашистских концлагерях оставшиеся в живых пленники редко болели психосоматическими расстройствами, но последние возникали у узников после их освобождения. Такие, казалось бы, парадоксальные явления объясняются активностью жертв подобных крайне неблагоприятных условий, их борьбой за выживание и за дело, во имя которого они страдают. В исследовании отмечается, что «нередко, пока человек ведет ожесточенную и изнуряющую борьбу (. . .во имя достижения любой сверхзадачи), он вполне здоров, но когда борьба завершается… он заболевает на гребне успеха и достижения — возникают так называемые «заболевания достижения». Они не являются просто следствием переутомления и истощения, поскольку наступают не в самый тяжелый период усилий, а по их прекращении.
[1] Бернштейн А. Н. Предисловие к кн. А. В. Напалкова и Н. А. Чичваровой. Мозг и кибернетика.— М., 1963, с. 4.
[2] Меницкий Д. Н. Некоторые методологические вопросы условнорефлек- торной теории.— В кн.: Методологические вопросы теоретической медицины. М.: Медицина, 1975, с. 82.
[3] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 194.
‘ Ротенберг В. С., Аршавский В. А. Стресс и поисковая активность,— Вопр. философии, 1979, № 4, с. 117—127.
приемы психологической защиты – предыдущая | следующая – психическая закалка
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание