При оценке психического состояния ребенка в период фактического развода родителей (начала раздельного проживания) учитывались дополнительные факторы, которые могли оказать негативное влияние на психическое состояние детей. 13,4% детей после фактического развода остались под опекой родителя, страдавшего психическим расстройством или обнаруживавшего выраженные патопсихологические особенности, выявленные при КСППЭ данного родителя. Двое детей (2,4%) после развода проживали с родителем, чьи методы воспитания характеризовались жестокостью. 34,15% детей после фактического развода родителей сменили место жительства. 20,7% детей были переведены в другое образовательное учреждение. 17,1% детей переехали в другой город. 21,95% детей были разлучены с родными, к которым ранее были привязаны (бабушки, дедушки, дяди, тети). 17,1% детей после развода родителей стали раздельно проживать с сиблингами. У 6,1% детей в период, непосредственно следующий за фактическим разводом, родился сиблинг.
На изменение семейной ситуации, фактический развод родителей изменением психического состояния отреагировал 21 (25,6%) ребенок. У 15 детей впервые были отмечены психические нарушения. У пяти отмечалось усиление имевшейся ранее симптоматики (учащение энуреза, возобновление тиков, учащение приступов бронхиальной астмы). Снижение настроения в ситуации развода отмечалось у 20 детей, невротические реакции — у 17 детей, нарушения поведения — у 16 детей, изменение школьной успеваемости — у семи детей. У 18 подэкс- пертных было выявлено изменение отношения к родителю, начавшему проживать отдельно от ребенка, у пяти — повышение привязанности к родителю, проживающему с ребенком. Следует отметить, что в двух случаях, когда родитель, начавший проживать отдельно, в период совместного проживания был склонен к агрессивному поведению в отношении ребенка и матери, после начала раздельного проживания у детей отмечалось улучшение поведения и школьной успеваемости.
Значимые корреляции были выявлены между следующими переменными. Наличие у опекающего родителя психического расстройства или выраженных патопсихологических особенностей значимо коррелирует с изменением отношения к другому родителю, что связано с тем, что данные родители наиболее часто выступали в роли индуктора, вовлекая ребенка в родительский конфликт. Жестокое обращение опекающего родителя с ребенком связано с появлением у последнего невротических реакций. Значимые взаимосвязи выявлены также между сменой места жительства и ухудшением имевшегося у ребенка ранее психоневрологического расстройства.
Анализ зависимости психических нарушений, отмечавшихся у детей, от степени выраженности конфликта между родителями в период их совместного проживания показал следующее.
При минимальной (1 ребенок) и умеренной (2 ребенка) выраженности конфликта в течение первого полугода после начала раздельного проживания с одним из родителей ухудшения психического состояния у детей не отмечалось.
При средней выраженности конфликта (6 детей) ухудшение психического состояния отмечалось у двоих детей (33,3%), у обоих психические нарушения возникли впервые в жизни.
При высоком уровне конфликта из 27 детей ухудшение психического состояния отмечалось у восьми человек (34,6%). У семи человек нарушения психического состояния отмечались впервые.
Так, родители подэкспертного И., 8 лет, стали проживать раздельно с марта. По решению отца, подэкспертный проживал с ним, его младший брат — с матерью. Со слов ребенка, после того как мать с братом уехали, он очень переживал. В первые дни ему снились «плохие, страшные сны» про маму и брата. Он стал «чаще грустить», стал «более невнимательным», в школе стал хуже учиться (что не подтверждалось объективными данными о снижении академической успеваемости мальчика и отражало его субъективную самооценку), «начал грызть ручки и карандаши». Примерно до середины лета иногда плакал. Мальчик сообщал, что, по его мнению, «особенно невнимательным» он стал к середине лета, тогда же «начал плохо себя вести»: стал «неаккуратным, обидчивым, капризным».
период, предшествующий разводу – предыдущая | следующая – снижение настроения
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.