Подавленностью, снижением настроения, плаксивостью на изменение семейной ситуации и уход из семьи одного из родителей отреагировали девять человек (34,6%).
Так, подэкспертный А., которому на момент ухода отца из семьи было 2,5 года, согласно сведениям, представленным обоими родителями, изменился по характеру. Стал тревожным, капризным. Отец каждый день после работы приходил к ребенку, играл с ним. Когда вечером отец уходил в другую семью, мальчик плакал, удерживал отца за ногу, не отпускал его, говорил, что у того «плохая работа».
У восьми детей (30,77%) при начале раздельного проживания родителей отмечались невротические реакции.
Так, у подэкспертного Г. родители и в период брака- фактически проживали раздельно: отец проживал в принадлежавшей ему квартире, с супругой и ребенком проводил не больше трех дней в неделю. После разрыва родителей Г. стал беспокойным, во время ночного сна отмечались частые пробуждения, стал «обсасывать пальчики».
У семи детей (26,9%) отмечались нарушения поведения.
У подэкспертной Т., 8 лет, после ухода матери из семьи, наряду с невротическими реакциями, эмоциональной лабильностью, согласно представленной характеристике, отмечалось ухудшение поведения в школе: стала раздражительной, нетерпимой, конфликтовала с одноклассниками, неадекватно реагировала на замечания учителей.
Подэкспертная М., 7 лет, после того как ее уложили вечером спать, встала на подоконник, открыла окно и выбросила на улицу свои игрушки и все, что находилось на письменном столе отца. Она же разрезала ножницами лицо новой кукле.
У одного ребенка отмечалось снижение академической успеваемости. У пяти детей (19,2%) было отмечено изменение отношения к родителям.
При максимальном уровне конфликта (24 ребенка) ухудшение психического состояния отмечалось у 11 человек (45,83%).
У шести человек (25%) симптомы, свидетельствующие о психологическом неблагополучии, отмечались впервые. У восьми человек оно проявлялось невротическими реакциями (33,3%). У шести (25%) — нарушениями поведения. У восьми (33,3%) — снижением настроения. У двоих (8,3%) отмечались проявления психосоматического расстройства. У восьми (33,3%) отмечалось изменение отношения к одному или к обоим родителям.
Подэкспертная М„ 12 лет, с 8 лет проживала с матерью, ее старший брат — с отцом. С сентября девочка начала обучение во втором классе школы полного дня. В ноябре воспитатель класса, в котором обучалась девочка, обратился с докладной к директору школы с просьбой об отчислении М. из образовательного учреждения в связи с постоянными грубыми нарушениями дисциплины, грубостью к воспитателям, агрессивностью и жестокостью по отношению к одноклассникам, сексуализацией поведения. Ранее нарушений поведения у девочки не отмечалось. В последующем, с 9 лет, ребенок стал проживать с отцом. При КСППЭ М. сообщала, что вынуждена была уйти от матери, поскольку та постоянно кричала, ругалась, у нее были странности поведения. Согласно заключению экспертов, у девочки не было выявлено признаков какого-либо психического расстройства, в личностной сфере на фоне некоторой естественной личностной незрелости выявились такие индивидуально-личностные особенности, как активность, проявление наряду с игровой познавательной мотивации, выразительность и непосредственность эмоциональных реакций, высокая самооценка, общительность, легкость установления контактов, стремление произвести благоприятное впечатление, ориентация на собственные потребности и их реализацию. Обнаруживался достаточно широкий поведенческий репертуар, осведомленность о социальных нормах, сформированные навыки социального взаимодействия. При амбулаторной психолого-психиатрической экспертизе матери подэкспертной та была многословна, не всегда по существу отвечала на вопросы. Сообщала, что считает бывшего мужа «энергетическим вампиром». Рассказывала, что его сестра работала в контрразведке, владела «психологическими методами», «оказывала воздействие». Высказывала предположение, что ее бывший муж и старшая дочь от предыдущего брака сплотились против нее, говорила намеками, предполагала, что у бывшего мужа с дочерью могут быть сексуальные отношения. При экспериментально- психологическом исследовании у матери девочки выявлялись нарушения мышления в виде своеобразия ассоциативного процесса и снижения целенаправленности. При исследовании индивидуально-психологических особенностей отмечались ригидность, склонность к идеаторной переработке информации. В отношении матери подэкспертной было дано заключение, что в связи с неясностью клинической картины (особенности мышления, эмоционально-волевой сферы, склонность к интерпретациям происходящих событий) решить диагностические вопросы при однократном амбулаторном обследовании не представляется возможным. Было рекомендовано проведение стационарной комплексной судебной психолого- психиатрической экспертизы.
Данная семья была отнесена к группе с максимальной выраженностью конфликта как в связи с враждебными отношениями между супругами, так и в связи с выраженностью психопатологических особенностей одного из родителей. В ситуации ухода отца из семьи, раздельного проживания со старшим братом, проживания с матерью, по всей вероятности, страдающей психическим расстройством, у девочки отмечались нарушения поведения, достигавшие клинического уровня и обусловившие ее школьную дезадаптацию.
фактический развод родителей – предыдущая | следующая – встречи ребенка с родителем
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.