В основе концепции эмоций, разрабатываемой в советской психологии, лежит тезис о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, — продукт, сущность которого заключается в отражении действительности. «Продукт» в данном понимании не означает нечто субстанциональное (как это утверждали некоторые вульгарные материалисты) — это особого рода функциональное состояние.
Эмоциональные процессы — один из видов этого состояния. Так, согласно С. Л. Рубинштейну, чувства выражают в форме переживания отношение субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту (Рубинтшейн, 1946).
Утверждая, что эмоция — «это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека» (Смирнов и др., 1962, с. 384), советские психологи подчеркивают два аспекта этих процессов:
– аспект отражения: чувства (эмоции) являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта;
– аспект отношения: чувства (эмоции) являются формой активного отношения человека к миру. «… Человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира» (Якобс, 1958, с. 24).
Такой подход во многих отношениях отличается от изложенных выше представлений. Прежде всего в отличие от интроспективной психологии эмоции трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых материальным субстратом, порождаемых в том смысле, что именно определенный вид материальных явлений обуславливает возникновение и особенности эмоциональных процессов.
В противоположность бихевиористам советские психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом реакций; эмоция — это психическое состояние, разновидность переживаний. Тем самым они отвергают тезис о том, что эмоциональные процессы — это процессы физиологические. Никакой психический процесс нельзя отождествлять с физиологическим процессом. В противоположность сторонникам глубинной психологии советские психологи подчеркивают, что эмоции обусловлены не «игрой» внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружающим миром. Поэтому источники эмоций следует искать не в бессознательных влечениях, а в том, в какой мере человек может удовлетворять свои биологические и социальные потребности.
Вместе с тем советские психологи подчеркивают значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Их представления о физиологических механизмах эмоций основаны на павловской теории. Павлов различал два вида эмоциональных процессов: процессы, связанные с подкоркой (эмоции), и процессы, связанные с корой (чувства). Это различение получило в советской психологии довольно широкое распространение. На такой же позиции стоит и ряд польских психологов (Szuman, 1956; Gerstmann, 1956).
В советской психологической литературе часто подчеркивается также роль «субъективной стороны эмоций» (см. Якобсон, 1960, с. 169). Однако это понятие не является достаточно ясным; правда, оно имеет смысл с субъективной — интроспективной — точки зрения, но неизвестно, каково его место в системе психологической теории.
Эмоции как регулятор деятельности – предыдущая | следующая – Схема для объединения разных подходов к эмоциям
Экспериментальная психология эмоций. Содержание