canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Структуры "оно", "я" и "сверх-я" регулируют эмоции человека. Образование "оно", "я" и "сверх-я"

Эмоции как регулятор деятельности

Попытки ответить на вопрос: какую функцию выполняют эмоции? — мы обнаруживаем уже в работах психологов-интроспекционистов. Титченер, например, рассматривал эмоции (чувства) как психические процессы, возникающие у человека в зависимости от того, какое значение имеют действующие на него раздражители. Прибегая к несколько наивной аналогии, он писал: «Представьте себе организм, существующий в виде студенистой массы, не слишком твердо держащейся на своем основании. Вся поверхность массы покрыта небольшими впадинами и расщелинами. Они изображают органы чувств — каналы, обеспечивающие доступ в сознание объектов и явлений внешнего мира. Каждый раз, когда раздражитель пробивается к одной из этих впадин, вся масса наклоняется, принимая при этом более или менее устойчивое положение. Психические процессы, сопутствующие этим наклонам, и есть чувства. Если наклон полезен для массы, возникает чувство удовольствия, если вреден — неудовольствия» (Titchener, IMIIU, с. 57-58).

Подобных представлений придерживался и Витвицкий, который отмечал, что у человека существует врожденная предрасположенность испытывать удовольствие при полезных воздействиях и страдание — при воздействиях, вредных для индивида, группы или вида (Witwicki, 1946). Отступая от классической интроспекционистской концепции, Витвицкий утверждал, что характерным свойством чувств является их «жизненная теплота», побуждающая к действию (с. 249). Чувства являются не только реакцией на то, что полезно или вредно, но еще и фактором, обусловливающим соответствующую деятельность. Однако следует отметить, что интроспективная психология мало интересовалась деятельностью человека и поэтому мысль о побуждающем характере чувств не получила в ней развития.

Эта идея была развита в так называемой гормической психологии, разработанной Мак-Дауголлом. Этот автор в своих рассуждениях исходил не из самих психических явлений, как интроспекционисты, не из отношений между стимулом и реакцией, как бихевиористы, а из факта целенаправленного поведения живых существ. Источник этой целенаправленности он видел в существовании «жизненного импульса» (horme), или влечения.

По мнению Мак-Дауголла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: предрасположенности восприятию некоторых раздражителей, эмоции и предрасположенности к выполнению определенных действий. Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции. Эмоция направляет индивида к определенным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.

Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции (инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т. д.). Существуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие одновременного проявления нескольких инстинктов (например, инстинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетающая черты удивления и страха). Мак-Дауголл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, например, как надежда, беспокойство, радость и т. п.

Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств (sentiments). Чувства — это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту (McDougall, 1950).

Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения. Хотя его идеи и имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций, в качестве целостной системы они в психологии не привились. Возможно, это объясняется тем, что теория инстинктов в той грубой форме, в какой ее представил Мак-Дауголл, не могла быть согласована с накапливающимися эмпирическими данными, и прежде всего с так называемой теорией научения.

Гораздо большее влияние оказала концепция психоанализа, для которой исходным понятием также стал не «человек переживающий», а «человек действующий».

В психоанализе эмоции являются главным героем. Чтобы изложить психоаналитическую теорию эмоций, нужно было бы, в сущности, изложить почти всю доктрину психоанализа в целом. Поэтому здесь мы наметим эту концепцию лишь в самых общих чертах.

Эмоции являются основным регулятором действий человека. Эмоции — это психические процессы, или специфический вид функций, природа которых как самим Фрейдом, так и его последователями определялась по-разному. Источником эмоций являются прежде всего биологические влечения, вместилище которых было названо «оно». По мере развития контактов с окружением эмоции начинают «связываться» с определенными объектами внешнего мира (катексис), благодаря чему эти объекты приобретают ценность для субъекта. Контакты с внешним миром определяют также и другой результат: возникновение механизмов, ограничивающих эмоциональные реакции и придающих им законченную форму, что в отдельных случаях приводит к вытеснению некоторых эмоции из сознания. Процесс вытеснения происходит благодаря возникновению эмоции тревоги; в результате вытеснения нарушается связь некоторых эмоциональных процессов с другими сферами личности, что иногда вызывает психические расстройства (например, невротические симптомы).

В результате взаимодействия с внешним миром возникают также новые психические образования, репрезентирующие в психике индивида требования общества («сверх-я»). Действие этих образований способно породить многие эмоциональные явления (например, угрызения совести, чувство гордости, вины, стыда).

Таким образом, в основе психоаналитической концепции лежат следующие положения:
источники эмоций: они коренятся в биологических функциях человека; в процессе развития формируются новые психические образования, которые также могут стать мощным источником разнообразных эмоций;
роль эмоций: эмоции регулируют действия человека; то, как эти действия будут совершаться, зависит от актуального сочетания эмоциональных сил; неправильное протекание эмоциональных процессов является источником психических расстройств (неврозов, психозов); связь эмоций с другими процессами: в начале своего развития человек полностью подчинен коренящимся в «оно» эмоциям и влечениям (руководствуется принципом удовольствия). Затем постепенно развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление, или «я», которые становятся инстанцией, регулирующей эмоции; человек начинает руководствоваться принципом реальности; возможно (как утверждается в некоторых последних психоаналитических работах), «я» тоже может быть источником некоторых влечений и эмоций (см. Hartmann, 1959).

Для психоаналитического мышления характерно использование весьма свободных, несистематизированных и недостаточно определенных понятий и утверждений, которые из-за образности языка, изобилующего гипостазами и метафорами, напоминают скорее художественный текст, чем научную концепцию. До самого последнего времени положения психоанализа (хотя они и оцениваются как интересные и содержащие много точных наблюдений) не удавалось согласовать с утверждениями так называемой академической психологии. И лишь совсем недавно некоторые принципы и понятия психоанализа были включены в систему психологической теории (Dollard, Miller, 1950).

Психоаналитические теории подвергались резкой критике за попытку ввести в науку утверждения сомнительного и просто антинаучного характера, за то, что развиваемая в них концепция человека не согласуется с новейшими данными естественных и общественных наук. Такой критике подвергли ее, в частности, советские психологи, которые свою концепцию психики (а вместе с тем и эмоциональных процессов) основывают на методологических принципах теории отражения.

 

Эмоциональные явления как вид физиологических процессов – предыдущая | следующая – Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга

Экспериментальная психология эмоций. Содержание

Яндекс.Метрика