I. Экспрессивная речь. Нейропсихологическое исследование обычно начинается с предварительной беседы, цель которой установление контакта с больным. Диалог должен быть естественным и касаться привычных для больного тем. Одновременно образцы речевой продукции испытуемого записывают для последующего тщательного качественного анализа и оценки его самостоятельной, развернутой речи.
1. Спонтанная и диалогическая речь. Больному предъявляется ряд вопросов, на которые он должен ответить. Одни вопросы предусматривают короткий, односложный ответ типа «да», «нет», другие —более развернутые. Обычно задают следующие вопросы: Вы работаете? У Вас болит голова? Как Вы себя чувствуйте? Расскажите, как Вы заболели? Расскажите о своей работе, доме.
При анализе полученных ответов обычно учитывается способность больного понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать диалог. Отмечается также характер ответов: односложные или развернутые ответы, сопровождаются ли они мимикой, жестами, наличием эхолалий. Фиксируются быстрота, с которой даются ответы, различие в ответах па эмоционально значимые или индифферентные для больного вопросы.
2. Автоматизированная речь исследуется путем предложения больному перечислить привычный числовой ряд (от 1 до 6; от 7 до 12; от 15 до 20) или перечислить месяцы в году: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль. Кроме этих проб, больному может быть предложено произнести короткое, но хорошо известное с детства стихотворение или пропеть куплет хорошо знакомой песни. Отмечаются плавность перечисления автоматизированных рядов, пропуски элементов или их замены, искажение порядка следования элементов, особенности парафразий, эхолалий, персеверации и др.
3. Повествовательная речь. Испытуемому предлагается короткий рассказ, который он должен пересказать в развернутой, повествовательной форме, например: «У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко», или, используя также развернутые речевые обороты, предлагается составить небольшой рассказ по сюжетной картинке. Если больной не в состоянии передать содержание рассказа или сюжетной картины, ему задают вопросы, вычленяющие детали сюжета.
При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в какой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранены ли нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту. Отмечаются также возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрывистость речи, поиски слов, аграмматизм, преобладание в речи глаголов, вводных слов или существительных, характер парафразий, их лабильность.
4. Отраженная речь (повторение) исследуется, как правило, при помощи нескольких серий опытов: повторение изолированных гласных звуков: а, о, у, и, е, ю; повторение изолированных согласных звуков: эм, эр, рэ, мэ, ка, ха; повторение серий оппозиционных слогов: па — ба, ба — па, да — та, та — ка, бы — би, ка — ха; повторение слогов-триграмм (бессмысленных слогов): лив, кет, бун, тал, шом, гис; повторение серий слогов-триграмм (интервал между элементами в серии 1—2с): рел— зук, бун — лец — тиз, бун — цис — кет — лаш; повторение простых и сложных слов: дом, работа, полководец, балалайка, стратостат, электроэнцефалография; повторение серий слов (односложных, не связанных по смыслу) в 2 вариантах с изменением порядка следования слов в одном из них, например:
дом — лес — кот , ночь — звон — стол — гром
лес — дом — кот гром — стол — ночь — звон
мост—план — груз — снег — лист
груз — план — мост — снег — лист
повторение предложений: «Я иду в кино». «Наступили теплые дни, но снег еще не растаял». «Дом, который стоял у дороги, был окружен забором»; повторение серий слогов-триграмм и односложных слов в условиях интерференции. Эта и следующая проба преимущественно направлены па исследование прочности следов, т. е. кратковременной слухоречевой памяти. Испытуемому необходимо запомнить предъявляемые последовательно две серии речевых стимулов и после однократного воспроизведения первой, а затем второй серии через 5 с вновь вернуться к припоминанию первой серии, например:
мед — луч — пар
век — род — дар 5 с
век — род — дар?
Сравнение серий слогов-триграмм в условиях расставленного во времени предъявления. Как правило, предъявляются серии ие более чем из 4 составляющих. Испытуемому предъявляется па слух 2 серии из 4 слогов каждая. Интервал между сериями около 10 с, а интервал между элементами в серии 1 — 2 с. Требуется, не повторяя серий вслух, ответить (вербально или жестом), одинаков или отличается порядок следования элементов в сравниваемых сериях. Например:
дил—лец—ост—тиз/10 с пауза дил — ост—лец — тиз
и так далее, но не более 6 серий. Обращается внимание на стойкость слухоречевых следов, влияние интерференции п расставлепия во времени на удержание речевого ряда, персевераторпые повторения прежде данных серий или контаминации отдельных слогов (слов), входящих в речевой ряд, потерю общего смысла, парафазии при повторении фраз и др.
профиль успешности – предыдущая | следующая – понимание речи и слуховых значений
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание