Яндекс.Метрика

Развитие моторного поведения (дотягивание и схватывание)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.8. Прекрасное скелетно-мыщечное оснащение человека делает возможным противопоставление не только большого пальца остальным, что уже имеет место и у других приматов (А – Д), но также противопоставления большого и уаказательного пальцев в отдель­ности (Е).

Исследования Уайта (Уайт, 1963; Уайт, Кастл и Хелд, 1964; Уайт и Хелд, 1966), хотя и кажутся совершенно про­тивоположными работе Хамфри, имеют с ней некоторые общие черты. Анализируя формирование дотягивания, Уайт подчеркивает роль факторов окружения. Он видит во влияниях среды координирующую силу, вызываюшую интеграцию отдельных форм поведения. Эта точка зре­ния явно близка к теории Пиаже, хотя и несколько отли­чается от нее. По мнению Уайта, в законченном виде дотя­гивание и схватывание представляют собой результат интеграции ряда первичных координаций, таких, как , прикосновение-схватывание, глаз-предмет, глаз-рука.

Согласно Уайту, развитие навыка дотягивания идет следующим образом: вначале у младенцев имеется прими­тивное зрительное ориентированное поведение, которое проявляется в том, что они смотрят на предмет и следят за ним взглядом. Первоначально диапазон этого поведе­нии ограничен. У младенцев есть также хватательная реакция, которая позволяет им схватывать те предметы, которые соприкасаются с их руками. Уайт считает, что сначала эти виды поведения изолированы друг от друга. По мере того как улучшается зрительное внимание и ребе­нок начинает сосредоточенно следить за движущимися предметами, обращаясь также к более далеким и более близким предметам, он замечает и свою руку, которая, безусловно, представляет собой очень интересный объект. Это способствует становлению новой координации — глаз-рука, о чем свидетельствует тог факт, что ребенок теперь большую часть своего времени проводит, следя за своими руками. Вскоре после этого ребенок начинает приводить руку в соприкосновение с предметом при помо­щи быстрых, но очень неточных движении баллистиче­ского типа, при этом вплоть до контакта с предметом паль­цы никак не подготавливаются для последующего хватания.Следующий этап развития наступает, когда ребенок смотрит то на предмет,  то на свою руку, причем рука находится в поле его зрения. Именно в это время, считает Уайт, ребенок объединяет координации глаз-рука и глаз-предмет.

В это же время у ребенка появляется еще одна характерная привычка – сжимание и схватывание собственных рук под контролем зрения. В результате он приходит к пониманию, что видимая и хватающая рука – это одно и то же. После некоторой практики это несовершенное движение становится тем, что Уайт считает высшей формой схватывания, движение становятся предвосхищающим: пальцы руки принимают адекватное форме и размерам предмета положение еще до соприкосновения с ним, причем подготовка может осуществляться, когда рука находится вне поля зрения.

Модель развития Уайта представляет собой значительный прогресс по сравнению с моделью Хамфри: в ней предполагается, что определенные структуры поведения подвержены изменениям и координируются друг с дру­гом, в результате чего появляются новые формы поведе­ния. Хамфри и другие сторонники гипотезы созревания ие сумели сколько-нибудь подробно проанализировать развитие доставания предметов рукой. Очевидно, что сам Уайт находится на иных позициях. Он подчеркивает необ­ходимость влияния некоторых внеших событий на разви­тие зрительно контролнруемого навыка доставания.

В первую очередь ребенок должен наметить свою руку. Запечатление вида руки ведет к становлению кординции глаз-рука, без которой дальнейшее развитие было бы невозможно. Из этого следует, что всякая процедура, ускоряющая или замедляющая становление этой коорди­нации, ускоряет соответственно развитие навыка дотяги­вания. После установления дайной координации ребенок должен еще согласовать движение кисти руки со своей рукой. Уайт считает, что, когда ребенок касается цели, схватывание происходит рефлекторно. Со временем цепоч­ка сокращается и сводится к протягиванию руки с предвосхищением буду­щего схватывания. Таким образам согласно модели Уай­та, как только ребенок начал захватывать предметы, предъявление новых предметов должно ускорить станов­ление зрелого навыка дотягивания и схватывания. Одна­ко, как справедливо указывает Пиаже, отсутствие доступ­ных для захвата предметов на этой стадии не замедляет сколько-нибудь существенно указанных навыков: как только ребенок оказывается способным переводить обе руки в поле своего зрения, одна из них становится объ­ектом дотягивания и схватывания для другой. Рука заме­няет предмет, что обеспечивает развитие требуемого навы­ка в положенный срок, даже при отсутствии других пред­метов.

уравновешивание – предыдущая | следующая – предвосхищающее схватывание

Психическое развитие младенца. Содержание.