Ранний и дошкольный возраст являются уникальными и самоценными периодами развития. Именно в это время закладываются такие важные и фундаментальные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды. Поэтому родители, сами того не осознавая, оказываются перед выбором – умение считать, читать, писать или здоровая во всех отношениях, гармонично развитая личность. Конечно же, нельзя не учитывать, что сложность данного выбора связана с современной ситуацией в стране в сфере образования, ведь необходимым условием приёма детей в школу является высокий уровень овладения школьными навыками. Кроме того, для поступления во многие школы дети должны выполнять задания и тесты, также нередко выходящие за пределы их возрастных возможностей.
Каким же должно быть воспитание ребёнка дошкольного возраста, какое обучение действительно является развивающим, а какое лишь форсирует этот процесс?
В культурно-исторической концепции Л.С.Выготского развитие понимается как процесс присвоения социокультурного опыта в процессе общения и сотрудничества со взрослым. Психические функции не врождены и не возникают сами по себе, изначально они существуют в контексте взаимодействия со взрослым и лишь затем становятся внутренними психическими образованиями. Можно выделить следующие ключевые моменты в процессе развития:
- развитие проходит в зоне ближайшего развития. Под зоной ближайшего развития Л.С.Выготский понимает расхождение между уровнем развития, которого ребёнок достигает в самостоятельной деятельности и уровнем, которого ребёнок достигает в сотрудничестве со взрослым. В каждом возрастном периоде в стадии созревания находятся определённые психические функции. Эти периоды являются этапами максимальной сензитивности этих функций. Поэтому обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций, если опирается не столько на уже созревшие функции и свойства, сколько на созревающие. Нахождение зоны ближайшего развития – это и есть определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов; это то, что ребёнок может сделать в сотрудничестве со взрослым, но пока ещё не может сделать сам.
- развитие проходит в сотрудничестве, общении со взрослым: именно взрослый является главным руководителем процесса развития, ставит перед ребёнком задачи, находящиеся в зоне его ближайшего развития, создаёт расхождение между «хочу» и «могу» и помогает его преодолеть, затем постепенно передаёт звено регуляции, управления деятельностью самому ребёнку. Также взрослый мотивирует ребёнка на выполнение тех или иных действий, заинтересовывает и, что не мало важно, поощряет. Большое значение здесь имеет чуткость и внимание родителя к возрастным и индивидуальным особенностям собственного ребёнка, уважение его интересов и поддержка его инициативы и самостоятельности.
- развитие проходит в контексте ведущей для данного возраста деятельности. Различные частные способности и умения формируются как средства реализации этой деятельности. Так, в младенчестве, это непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым. Все новообразования данного возраста формируются как средства реализации этой деятельности, её обогащения и развития. В раннем возрасте ведущей становится предметно-практическая деятельность, ребёнок активно познаёт окружающий мир, именно в непосредственных практических предметных действиях учится устанавливать связи и обнаруживать закономерности. В дошкольном возрасте необыкновенно важное значение имеет сюжетно-ролевая игра, а также такие виды деятельности как рисование, конструирование, восприятие сказки. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется правилам, которые заданы в игровой роли, выполнение которых доставляет ему удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, из полевого превращается в волевое. Именно в игре в дошкольном возрасте происходит развитие мышления, речи, воображения, формирование внутреннего плана действия, развитие мотивационно-потребностной сферы. В рамках сюжетно-ролевой игры происходит ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности, а также в социальных и межличностных отношениях, развиваются первичные представления о себе, своём Я, формируется самооценка. В игре ребёнок учится общаться со сверстниками, понимать намерения и желания другого, происходит децентрация. Показано, что не умеющие играть дошкольники не могут содержательно общаться, не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников.
Учебная деятельность становится ведущей лишь в младшем школьном возрасте.
Таким образом, развивающим будет то обучение, которое проходит в процессе реализации ведущей деятельности данного периода в контексте общения, сотрудничества со взрослым, создающим зону ближайшего развития ребёнка.
Всё вышесказанное в очередной раз указывает на необходимость построения образовательного и воспитательного процесса с пониманием и учётом возрастно-психологических особенностей ребёнка. Искусственная акселерация развития ребёнка, обучение тому, что не соответствует его потребностям и возможностям, не только не имеет положительных результатов, но и ведёт ко многим негативным последствиям. Детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, а самоценный уникальный период развития, и от того насколько полно были реализованы возможности этого периода зависит многое в дальнейшей жизни и характере человека. Поэтому особое значение имеет максимальное использование возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии, а не ускорение перехода со стадии на стадию, обогащение содержания специфически детских форм деятельности, общения детей со взрослым и друг с другом.
раннее обучение – предыдущая
____________
Автор: Сутулина Анна, детский психолог
Запись на консультацию к детскому психологу Сутулиной Анне.