Яндекс.Метрика

Обработка данных нейропсихологического исследования

Глава 2. Обработка данных нейропсихологического исследования

Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Меликян З.А., Воронова М.Н., Головина О.Е., Засыпкина К.В.

Предварительные замечания

Обрабатывать данные обследования ребенка лучше непосредст­венно после проведения исследования, пока еще хранятся в памяти многочисленные нюансы поведения ребенка и особенности выполне­ния проб, незафиксированные в протоколе. Целостное впечатление о ребенке позволяет увереннее выбирать одно из решений в случае ко­лебаний, когда выполнение заданий попадает в пограничную зону между двумя оценками.

Однако если приходится обрабатывать протоколы позднее, когда обследована целая группа детей, имеет смысл определять результаты одной пробы во всех протоколах, так проще соблюдать одинаковую градацию оценок. Но после того, как все протоколы обработаны, необ­ходимо вернуться к каждому протоколу в отдельности и соотнести данные разных проб одного конкретного ребенка. Психолог должен выяснить, как согласуются данные разных проб. Возможно, в контексте выполнения других проб он иначе интерпретирует и оценит результаты той или иной пробы, иначе определит характер ошибки, относится ли она к первичным или вторичным системным дефектам. Американский нейропсихолог Ида Байрон называет этот этап анализа convergency analysis — этап оценки согласованности (Baron, 2004). Безусловно, его корректное проведение приходит с опытом, однако, важно, чтобы и начинающий нейропсихолог пытался построить целостное представле­ние о ребенке, выделить сильные и слабые «факторы», их взаимодейст­вие. Анализ работ ребенка, использование методов «следящей диагно­стики» (Пылаева, 1995; Ахутина, 2000, 2001) может способствовать постановке верного функционального диагноза.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

 1. Серийная организация движений

1. Динамический праксис. В этой пробе для оценки серийной организации используются 4 основных параметра: усвоение програм­мы, возможность автоматизировать движение, ошибки, удержание серии движений. За неправильное выполнение начисляются штраф­ные баллы.

1. Усвоение двигательной программы (для каждой программы отдельно):

0  — после первого предъявления;

1 — после второго предъявления;

2  — после совместного выполнения;

3  — после совместного выполнения по речевой инструкции;

4    — не усвоение программы (в таком случае максимальные штрафные баллы ставятся и по остальным трем параметрам).

2. Выполнение программы (после усвоения):

0  — от замедленного или пачками к плавному выполнению;

1 — от поэлементного к плавному;

2  — выполнение пачками сразу или после сбоев;

3  — поэлементное неавтоматизированное выполнение или появ­ление многочисленных сбоев при попытках увеличения темпа.

3. Ошибки серийной организации:

0  — отсутствие ошибок;

1 — единичные сбои, т.е. ошибки с самокоррекцией;

2  — повторяющиеся сбои (более 2 раз), единичные неисправлен­ные ошибки;

3  — неустойчивая тенденция к расширению программы;

4  — инертное повторение расширенной или суженной про­граммы.

4. Удержание в памяти:

0  — воспроизводит так же, как показывал при заучивании;

1 — ухудшение выполнения;

2  — отказ от выполнения.

1 и 4 параметры комплексные: первый включает также собствен­но программирование и контроль, четвертый — способность к сохра­нению следа.

Остальные параметры, как правило, комплексные, их целесооб­разно учитывать при качественном «факторном» анализе, а количест­венная оценка факультативна.

5. Наличие внешнего опосредования (компенсаторных приемов для усвоения и поддержания программы):

—   выполнение с речевым опосредованием;

—  выполнение с пространственным опосредованием (элементы программы разнесены пространственно).

6. Пространственно-кинестетические ошибки:

0  — отсутствие ошибок;

1 — кулак ставится вертикально;

2  — зеркальное положение кисти руки.

7. Кинестетические и позотонические характеристики выпол­нения: неловкие, плохо скоординированные движения (возможно с участием всего корпуса).
8. Асимметрия рук:

—   отстает правая;

—   отстает левая.

9. Характеристики энергетического блока.

—  снижение тонуса — вялая рука, неполное сжатие и/или разжима­ние кулака, недоведение до вертикального положения в позиции «ребро»;

—   повышение тонуса — напряженная рука, большая амплитуда движений, удары или «вжимание» руки в стол.

2. Реципрокная координация движений. Оценка серийной органи­зации движений осуществляется с помощью двух основных параметров.

1. Выполнение:

0   — переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев в начале;

1   — переход к автоматизированным движениям после несколь­ких сбоев или поочередного выполнения;

2  — наличие повторяющихся сбоев, отставаний одной руки с са­мокоррекцией;

3    — поочередное выполнение (сначала одна рука выполняет движение, потом другая);

4  — уподобление движений обеих рук.

2. Темп выполнения.

0  — нормальный или быстрый;

1 — замедленный;

2  — медленное выполнение, при увеличении темпа распад движений.

Двуручный характер пробы позволяет оценивать относительную

слабость функций левого и правого полушарий и состояние межпо- лушарного взаимодействия.

3. Асимметричное отставание рук:

—   отставание правой;

—   отставание левой.

4. Межполушарное взаимодействие:

0   — хорошее выполнение или такое же, как в динамическом праксисе;

1  — реципрокная координация значительно хуже, чем выполнение динамического праксиса (см. параметр 2 в динамическом праксисе).

Трудности в выполнении пробы могут быть связаны также со слабостью I и II блоков.

5. Кинестетические характеристики выполнения: неловкие, пло­хо скоординированные движения (возможно с участием всего корпу­са), передвижение рук.

6. Характеристики энергетического блока:

—    снижение тонуса — вялая рука, неполное сжатие и/или раз­жимание кулака;

—    повышение тонуса — напряженная рука, большая амплитуда движений, удары или «вжимание» руки в стол.

3. Графическая проба. В этой комплексной пробе оцениваются разные компоненты графической деятельности, из них три основных отражают состояние серийной организации.

1. Выполнение:

0  — нормативное выполнение;

1 — компенсаторное введение различия элементов по размеру;

2   — искажение программы по типу уподобления элементов — замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов;

3     — поэлементное выполнение и/или редкие отрывы, и/или «площадки» с самокоррекцией;

4   — поэлементное выполнение с паузами и/или отрывами руки, наличие «площадок» без самокоррекции;

5  — тенденция к расширению программы — появление лишнего компонента внутри серии;

6  — инертное повторение расширенной или упрощенной программы.

2.     Среднее время выполнения одной пачки (время выполнения пробы/количество пачек).
3.  Остановки (отрывы) при выполнении:

0  — отсутствие остановок;

1 — 1-2 остановки;

2  — 3-4 остановки;

3  — 5-8 остановок;

4  — 9 и более.

Зрительно-пространственные функции – предыдущая | следующая – Составление рассказа

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при личных проблемах