Коррекционная работа с детьми с аутизмом
в психологическом центре Просвет.
Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. Запись на консультацию
В. М. Башина на основании сравнительного клинического изучения детей с ранней детской шизофренией и с РДА показала высокую вариативность аутистических синдромов в детском возрасте в каждой из нозологических групп — от легких до тяжелых. Автор предлагает рассматривать ранний детский аутизм как диссоциированный дизонтогенез разной этиологии. В представленной ею классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма: конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза. По данным автора, основное ядро аутизма представлено состояниями шизофренического спектра, что составляет около 79%. В. М. Башина подчеркивает асинхронный тип задержки развития при РДА, что проявляется в нарушении иерархии психического, речевого, моторного и эмоционального созревания ребенка [Башина, 1999].
Как отмечалось нами выше, в связи с принятием в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и в настоящий момент относится к числу так называемых первазивных общих расстройств развития. В МКБ-10 детский аутизм под шифром F84.0 рассматривается как «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет и аномальным функционированием во всех трех сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройства развиваются в 3—4 раза чаще, чем у девочек. (…) Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагносцироваться во всех возрастных группах» [МКБ-10,1994, с. 248].
В настоящее время исследователи в целом разделяют представление о существовании двух основных вариантов аутизма: классического аутизма Каннера и отличного от него аутистического состояния, происхождение и клинические проявления которого могут разниться. Согласно диагностической схеме Международной классификации болезней 10-го пересмотра, оба аутистических синдрома (ранний детский аутизм, или синдром Каннера, и аутистические расстройства личности, или синдром Аспергера) относятся к глубинным расстройствам психического развития, которые характеризуются поведенческими нарушениями и являются психопатологическими синдромами.
В таблице 2 представлены диагностические критерии раннего детского аутизма (F84.0).
Таблица 2 Диагностические критерии РДА (F84.0) по МКБ-10
1. Аномалии развития выявляются в возрасте до 3 лет. Наблюдаются качественные нарушения социального взаимодействия. Искажение развития появляется как минимум в одной из следующих областей | |||
Рецептивная или экспрессивная речь, её использование в социальных коммуникациях | Развитие избирательных социальных контактов или реципрокных социальных взаимодействий | Функциональные или символические игры | |
2. Качественные нарушения социальных взаимодействий, по меньше мере в одной из сфер | |||
Неспособность использовать зрительный контакт, мимику, положения тела, жестикуляцию для регулирования социального взаимодействия | Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, связанное с общими интересами, занятиями, чувствами | Недостаток социально-эмоциональной взаимности (искаженные или девиантные реакции на эмоции других, недостаток поведенческих манипуляций соответственно контексту или неустойчивая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения) | Недостаточность спонтанного разделения радости, интересов или деятельности с другими |
3. Качественное нарушение коммуникации, по крайней мере в одной из областей | |||
Нарушение развития экспрессивной речи без компенсации с помощью жестов и мимики | Относительная неспособность вступать или поддерживать вербальный контакт с взаимным коммуникативным обменом | Недостаток спонтанных ролевых или социально-имитационных игр | |
4. Ограниченность, построение и стереотипность поведения, деятельности и интересов, по крайней мере в одной из областей | |||
Всепоглощающая деятельность, связанная со стереотипными и ограниченными интересами, которые по содержанию и основными аспектами отличаются патологической или необычной интенсивностью и ограниченностью | Навязчивая склонность к специфическим нефункциональным действиям и ритуалам | Стереотипные и повторяющиеся манерные движения руками и пальцами, сгибание их или сложные движения телом | Полное погружение в мир предметов или вещей, не предназначенных для игр (таких как запах, поверхность, шум, вибрация) |
Итак, по МКБ-10 ранний детский аутизм (синдром Каннера) проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трех основных областях: социальном взаимодействии, коммуникативном поведении и мотивационной сфере. У ребёнка наблюдается стереотипный тип поведения, выраженные поведенческие нарушения в форме фобий, немотивированных приступов ярости, агрессии, самоповреждения. Кроме этих типичных симптомов, которые с возрастом могут изменяться, у детей с аутизмом отчетливо наблюдаются следующие особенности:
• чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития;
• специфические особенности в развитии сенсорной сферы;
• характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и пр.);
• нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках);
• более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.
Классификации аутизма – предыдущая | следующая – Дифференциальная диагностика РДА от шизофрении