Теперь остановимся на проблеме соотношения социального и биологического в формировании психики, на проблеме врожденности психики, в том числе и интеллекта. По мнению А. И. Мещерякова, многие формы поведения кажутся врожденными, потому что легко формируются в онтогенезе. К таким формам поведения он относит также познавательное поведение человека. Впечатление о врожденности таких форм поведения создается постольку, поскольку «образование новых форм реакций в меняющейся среде — жизненно важное для организма дело, поэтому некоторые из форм поведения образуются быстрее, для этого бывает достаточно одного подкрепления, и нужная связь замыкается. Некоторые же реакции, как известно, осуществляются благодаря генерализации, которая с самого раннего возраста может быть элективной. Такие реакции функционируют благодаря тому, что была ранее замкнута сходная связь, и сходство это не обязательно должно быть очевидным» [Там же, 78].
Когда же речь заходит о познавательном поведении человека, то, по мнению А. И. Мещерякова, «едва ли правильно связывать эту деятельность с так называемым врожденным безусловным рефлексом, такого рефлекса, вследствие которого развивается ориентировочное поведение, вероятнее всего, просто нет, как нет и других биологических предпосылок, однозначно предопределяющих специально человеческую психику. Но ориентировочно-исследовательское поведение формируется при первых же воздействиях внешней среды, приносящих пользу или вред организму. И соответствующая потребность проявляется совсем не так, как биологическая, которая, удовлетворяясь, угасает… ориентировочно-исследовательская потребность, удовлетворяясь, развивается» [Там же, 78]. Таким образом, мы получаем еще одно доказательство того, что человеческая психика не является врожденной, а формируется в процессе онтогенетического развития ребенка, что не существует каких-то особых биологических предпосылок развития собственно человеческого познавательного поведения, что психика человека явление социальное, поскольку «присваивается» ребенком в процессе его развития в мире людей и социально-функционирующих предметов, в очеловеченном времени и пространстве.
Что же касается биологического объяснения когнитивных построений, то обратимся к тому объяснению, которое дает на этот счет Пиаже.
Полемизируя с Н. Хомским по поводу врожденного фиксированного ядра, которое является основой овладения языком, Ж. Пиаже обращается и к анализу биологических корней знания. При этом он основывается на положении о том, что «не существует (у человека) когнитивных структур «априори» или врожденных: наследственным является лишь функционирование интеллекта, и оно порождает структуры только через организацию последовательных действий, осуществляемых над объектами» [Piaget 19792, 53].
Задаваясь вопросом, что означало бы с биологической точки зрения принятие доктрины врожденности, Пиаже анализирует позицию К. Лоренца, который придерживался мнения о наследственном происхождении основных структур разума, поскольку, по его мнению, они предшествуют любому знанию, почерпнутому из опыта. Но, как пишет Пиаже, «будучи биологом, Лоренц прекрасно сознавал, что, кроме „общей” наследственности, присущей всем живым существам или большим их совокупностям, существует специфическая наследственность, которая варьируется от одного вида к другому. Отсюда следует, что, честно веря во врожденный характер — как некое предварительное условие — основных категорий нашего мышления, Лоренц не мог, даже исходя из этого факта, утверждать их общность» [Там же, 59]. Если следовать логике К. Лоренца и признать разум врожденным и всеобщим, то, по мнению Пиаже, с необходимостью следует признать и то, что «он должен восходить к одноклеточным организмам» [Там же, 60].
Сам Пиаже считает, что биологическое объяснение когнитивных построений необходимо искать в механизме саморегуляции, который является таким же всеобщим, как и наследственность, которая «играет определенную роль на всех уровнях, начиная с гена, и роль, все более важную по мере приближения к высшим уровням и поведению» [Там же, 60].
Особенности возникновения человеческого поведения и психики слепоглухонемого ребенка еще раз подтверждают то положение, что они есть результат усвоения социального опыта, заключенного «во-первых, в предметах удовлетворения нужд организма ребенка, во-вторых, в орудиях удовлетворения этих нужд и, в-третьих, в закрепленных за этими орудиями способах действия» [Мещеряков 1974, 123]. Присвоение же социального опыта происходит лишь в общении со взрослым, носителем этого опыта. В процессе овладения навыками самообслуживания, ориентировки «слепоглухонемой ребенок формирует образы окружающих его предметов. Образы этих предметов объединяются в определенные системы, связанные целостной практической деятельностью» [Там же, 7]. Основные психические новообразования, возникающие, по словам А. И. Мещерякова, в начальный период воспитания слепоглухонемого ребенка, — это образования системного типа. Первое образование такого типа — это образно-действенное мышление, являющееся отражением практической деятельности ребенка, его предметной деятельности. По словам А. И. Мещерякова, «образно-действенное мышление возникает в процессе перестройки органических нужд в человеческие потребности под влиянием освоения способов действия, составляющих систему бытового поведения в предметной среде» [Там же, 7].
Затем в процессе овладения средствами общения, когда ребенок сотрудничает со взрослым, возникает мышление с использованием знаков (жестов и слов). При этом практика воспитания и обучения слепоглухонемых показывает, что задача формирования речи у слепоглухонемого ребенка не может быть решена на первом этапе его обучения, что действительно овладеть языком слепоглухонемой ребенок может лишь в том случае, если у него уже сформирована система образного отражения окружающего мира.
Слепоглухонемой ребенок – предыдущая | следующая – Знаковый жест