Астеноапатический эквивалент. Нарушения обычно начинаются с затруднений в учебе. Не удается сосредоточиться, нелегко усвоить и запомнить новый материал, медленно вспоминается выученное ранее. Первоначально усиленными и продолжительными занятиями пытаются восполнить свою неожиданную несостоятельность. Утомление наступает со стремительной быстротой, и продуктивность занятий все более падает. Все более ухудшающиеся результаты в учебе приводят в отчаяние, руки опускаются, и занятия забрасываются вовсе.
Подросток поражает близких своим изменившимся поведением. Недавно активный и общительный, он превращается в вялого, унылого и бездеятельного домоседа. Сидя дома, практически ничего не делает. Развлечений не ищет и довольствуется тем, что порою случайно оказывается под рукой: пассивно глядит телевизор без разбора передач, слушает магнитофонные записи музыки, читает первую попавшуюся в руки книгу; при этом теряют вкус к любой работе, даже к прежде привлекавшим занятиям. Угнетаются все подростковые поведенческие реакции. Эмансипационные устремления блекнут. Толерантность к опеке возрастает. Реакция группирования со сверстниками подавляется особенно сильно. В компанию «не тянет», обычные интересы подростковых групп утрачивают былую привлекательность. Близких друзей поначалу встречают охотно, но долгого общения поддержать не могут. Новых знакомств не ищут, предпочитают быть с теми, к кому привыкли. Хобби оказываются заброшенными. Каких-либо проявлений сексуального влечения видеть обычно не приходится. Иногда исключение составляет онанизм, который в период депрессии может стать даже более интенсивным и побуждает к угрызениям и самобичеванию.
Аппетит заметно не снижается, но пища, даже любимые блюда, не приносит прежнего удовольствия. Жалоб на бессонницу от подростков обычно слышать не приходится — иногда даже спят больше обычного, но сон не дает чувства свежести и бодрости, не восстанавливает сил. Разбитость, подавленность, нежелание ничем заниматься с утра, невозможность сосредоточиться, побороть пассивный поток случайных мыслей, признаки настолько характерные, что нашли отражение в популярной среди американских подростков в 70-х годах песенке в стиле «рок»:
It s the same thing every day,
well I can’t get out of bed.
Too many questions that’s
confusing up my head.
(Каждый день со мной одно и то же — я не могу встать с постели. Слишком много вопросов перепуталось у меня в голове). Название этой песни «Депрессия у подростка» («Time», 4 июля 1977 г.).
Тоски обычно не отмечают. Жалуются больше всего на скуку, хандру, уныние. Отчетливых идей самообвинения и самоуничижения не высказывают, но определенная настроенность в этом отношении имеется. На обвинения со стороны в лени и безделье реагируют раздражением. Но сами не могут понять своего состояния. Корят себя за несобранность и неудачи, за обломовщину, хотя на словах все это могут отрицать. Если же обвинения со стороны становятся чрезмерными, особенно если подросток подвергается осуждению перед сверстниками, могут иметь место роковые последствия в виде серьезных попыток к самоубийству. Неопределенные мысли о самоубийстве, чаще о «нежелании жить» нередко возникают при этом типе депрессивного эквивалента, но, к счастью, какие-либо действия предпринимаются редко и обычно под влиянием обвинений со стороны.
Психологические исследования при подобных состояниях обнаруживают лишь замедление мыслительных процессов и ослабление активного внимания [Цуцульковская М. Я. и др., 1982].
J. Tool an [Modern perspectives…, 1971] обращает внимание на то, что на фоне безделья и апатии могут иметь место вспышки повышенной активности: подросток не может оставаться один, все время ищет новые занятия, но ни на чем не может остановиться.
Данный тип эквивалента чаще встречается в старшем и среднем подростковом возрасте. Им может проявляться депрессивная фаза шизоаффективного или маниакально-депрессивного психозов, субдепрессивная фаза циклотимии. Но особенно часто этот тип эквивалента встречается при эндореактивных депрессиях на фоне циклоидной акцентуации, а также при реактивных депрессиях на фоне лабильной, сенситивной и шизоидной акцентуации в преморбиде. Этим же типом эквивалента может дебютировать прогредиентная шизофрения и проявиться декомпенсация шизоидной психопатии [Озерецковский С. Д., 1981].
Сходные с описанным астеноапатическим эквивалентом депрессии состояния описываются под иными наименованиями. Р. Я. Бовин и И. О. Аксенова (1982) называют их «анергическими депрессиями». Возможно также, что отмеченный в юношеском возрасте синдром «несостоятельности» [Glatzel J., 1968 — цит. по М. Я. Цуцульковской и др., 1982], по сути дела представляет собой именно этот депрессивный эквивалент. При синдроме «юношеской несостоятельности» подчеркиваются нежданно наступившая неспособность к учебе, падение работоспособности, а снижение настроения трактуется как реакция на собственные неуспехи. Скорее дело обстоит наоборот: первопричиной служит депрессия, а «несостоятельность» — ее следствие. Интенсивная учебная нагрузка, возможно, способствует возникновению этого варианта астеноапатического эквивалента — подобную картину приходится встречать не только у первокурсников высших учебных заведений, но и среди учеников математических школ.
Помимо описанных атипичных проявлений депрессии (депрессивных эквивалентов) у подростков, особенно старших, могут встречаться типичные депрессивные картины.
Различия между видами депрессий и их эквивалентами состоят в следующем. Если при типичных картинах депрессия является ведущим, наиболее бросающимся в глаза симптомом, независимо от того, преобладает ли тоска или тревога, то при эквивалентах депрессия в той или иной степени заслонена другими симптомами и нарушениями. Но, тем не менее, именно депрессия стоит за ними и определяет всю иную симптоматику.
делинквентный эквивалент – предыдущая | следующая – меланхолическая депрессия
Подростковая психиатрия. Содержание.