Астения является, таким образом, .одной из распространенных (хотя и не единственной) и наименее специфичной формой реагирования центральной нервной системы на самые разнообразные внешние и внутренние вредности:психогенные, травматические, соматические и другие.
Причем после тяжелых соматических заболевай астения иногда проходит через определенное время (Бамдас, 1961), в ряде случаев .может остаться надолго, снижая работоспособность и уровень жизнедеятельности человека, нарушая его связи с окружающим миром, так как больной начинает смотреть на него через призму своей болезни (Банщиков, Гуськов, Мягков, 1967). Даже если объективно болезнь и прошла, психологическая перестройка к осознанию
себя здоровым может быть очень длительной вследствие формирования у больного «внутренней картины болезни» – так назвал Р.А. Лурия
(1977) сложный внутренний мир больного, его переживания, отношение к своей болезни. Таким образом, имея первично соматогенное происхождение, астения впоследствии может быть стимулирована также психогенными факторами.
Астеническим состоянием заканчивается практически каждое соматическое заболевание, каждый случай токсикоза. Это состояние нередко входит как один из ведущих синдромов в клинику ряда хронических соматических заболеваний. Банщиков, Гуськов, Мягков описывают характерное для таких больных состояние: «Всем больным с поражением
внутренних органов свойственны пониженное настроение и личностная переработка интероцептивных ощущений. Больной склонен сравнивать свое состояние с тем, что было «до заболевания» (1967.— С. 195). При этом у разных больных в зависимости от преморбидных особенностей личности проявляются различные типы реагирования на болезнь. Как показывают эти исследователи, у одних больных иногда появляются отгороженность, замкнутость в себе (особенно при тяжелых хронических страданиях), у ряда других, наоборот, наблюдается стремление бороться с болезнью и всемерно помогать врачу при проведении лечения. Реже «больные пассивно примиряются со своим положением или, напротив, находятся в паническом состоянии» (1976.— С. 196).
Из сказанного видно, насколько важна коррекция психического состояния больного в период соматического заболевания и после него. Для того чтобы эта коррекция была продуктивной, необходимо постоянно учитывать помимо прочих факторов индивидуально-типологические особенности симптомокомплекса астенического состояния.
Клинический анализ позволил выделить наиболее типичные структуры и формы астенических состояний. Б. С. Бамдас (1961) выделил четыре основных структурных компонента _(симптома) астении: 1) раздражительность, 2) слабость, 3) расстройство сна, 4) вегетативные нарушения.
Каждый из этих симптомов в той или иной мере входит в три основных синдрома (формы) астенического состояния. Они в ряде случаев могут рассматриваться как последовательные стадии единого процесса нарастающей нервно-психической слабости. Это следующие формы: 1) гиперстения, 2) синдром раздражительной слабости, 3) гипостенический синдром (синдром истощения).
Для первой, гиперстенической, формы (или стадии) характерны следующие черты: больные обычно деятельны, даже больше, чем это было им свойственно до заболевания, однако эта деятельность носит малоупорядоченный, плохо организованный характер, нарушается повышенной отвлекаемостью, трудностью сосредоточения, особенно при длительном умственном напряжении. В письменной продук ции часты ошибки, описки. Неудачи и затруднения, возникающие в процессе работы, легко выбивают больного из рабочей колеи, заставляют его отступать от намеченного плана, а иногда и темпа работы, бросать или уничтожать начатое, сомневаться в целесообразности работы или возможности ее выполнения. Чувство усталости, особенно заметное при неудачах, сменяется подъемом работоспособности при увлечении работой или удачных результатах деятельности. В пределах коротких отрезков времени деятельность такого больного может быть продуктивной, но длительная сложная (особенно непривычная) работа уже не под силу в связи с быстрым утомлением.
При второй форме астении — раздражительной слабости — у больных за бурным началом деятельности следует быстрое ее падение, за быстро вспыхнувшим интересом — вялость и апатия, за нетерпеливым стремлением что-либо сделать — последующее чувство усталости, бессилия, разочарования. Больные с этой формой астении хотят работать и с большим интересом начинают работу, но, быстро устав, допускают ошибки, возбуждаются, напряженно пытаются начать все снова, бросают, с огорчением отмечая снижение своей работоспособности.
При третьей, гипостенической, форме продолжение привычной деятельности требует от больного большого напряжения. Уже к середине рабочего они чувствуют себя неспособными к деятельности, работа у них не ладится, простейшие элементы требуют гораздо большего времени, чем раньше, а новые задания кажутся непреодолимо трудными,часты ошибки, описки, пропуски букв и слов. Воспроизведение ранее усвоенных терминов, понятий, формул требует большого напряжения. Во второй половине
дня кривая работоспособности продолжает падать, а
после рабочего дня больной чувствует полную неспособность и отсутствие интересов к какой-либо работе, чтению и даже развлечению. Нередко уже с утра больной не в состоянии приступить к работе. Характерна постоянная сонливость: сон при этом не приносит освежения и подъема работоспособности. Настроение понижено, носит оттенок апатии, вялости,
некоторой подавленности. Активный интерес к окружающему снижен, больной вял, быстро устает при физическом напряжении.
познавательная деятельность больных – предыдущая страница|следующая страница – психическая деятельность
Влияние хронической болезни на психику. Содержание.