тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

От автора (решение задач нейропсихологии детского возраста)

Для решения этих задач основополагающее значение имеют идеи А. Р. Лурия, 105-летие со дня рождения которого отмечалось в 2007 го­ду. Основные принципы его теории системной динамической локали­зации высших психических функций не потеряли своей актуальности со времен ее создания в конце 40-х годов прошлого века. Несмотря на то что теория создавалась на материале очаговых повреждений мозга, ее потенциальные объяснительные возможности оказались гораздо более широкими, и это отразилось в многочисленных работах его уче­ников и последователей, выполненных на материале разных вариан­тов неврологической, психической, психосоматической патологии, на здоровых испытуемых, детях и людях в возрасте инволюции.

В предлагаемом издании предпринята попытка обобщить нейропсихологические знания, накопленные к настоящему времени в ней­ропсихологии детского возраста с позиций теории А. Р. Лурия, под непосредственным руководством которого начинался путь автора в нейропсихологии.

Развиваемые здесь положения и взгляды формировались как в ходе собственной и совместной с коллегами, аспирантами и дипломниками исследовательской работы автора в области дифференциальной ней­ропсихологии детского возраста, так и в процессе многолетнего лекционного курса по нейропсихологии детского возраста, который ведется на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и в других вузах.

В первом разделе этого пособия рассмотрены теоретические основы нейропсихологии детского возраста, определяются ее предмет и задачи, а также обращается внимание на ту специфику, которую необходимо учитывать при применении основных положений теории системной динамической локализации по отношению к проблеме лока­лизации ВПФ в детском возрасте.

Здесь развивается представление о том, что морфологическая струк­тура психических функций ребенка, представляющая собой сочета­ние ряда мозговых зон, складывается на ранних этапах онтогенеза.

Сходную точку зрения можно найти и у других авторов, которые от­мечают, что основное различие между ребенком и взрослым состоит в том, что в протекании конкретной психической функции на разных этапах онтогенеза меняется только удельный вес того вклада, который вносится определенной зоной мозга. Основные функции мозговых зон при этом остаются неизменными (Симерницкая Э. Г., 1985; Голод В. И., 1986; Семенович А. В., Цыганок А. А., 1995 и др.).

Изменения в интегративной работе мозговых функциональных систем на разных этапах онтогенеза обеспечиваются за счет внутри- и межфункциональных перестроек, в ходе которых меняется иерархия взаимодействия компонентов, меняется их удельный вклад в общую работу функциональной системы. В свою очередь, такие перестройки становятся возможными в результате возрастающей дифференциации и специализации функций отдельных мозговых зон по достижении теми или иными зонами мозга определенного уровня морфофункциональной зрелости.

Это представление последовательно рассматривается во втором разделе на примерах морфо- и функциогенеза мозга, генеза психических функций. Основной вывод связал с тем, что метод синдромного анализа, разработанный в теории системной динамической локализа­ции высших психических функций, и основные закономерности, свя­занные с топической «географией» психических функций у взрослых, можно распространить (при определенных ограничениях и дополне­ниях) и на нейропсихологию детского возраста.

Третий и четвертый разделы книги посвящены клинической нейропсихологии детского возраста. Здесь рассматриваются различные варианты нарушений развития и поведения детей, обуслов­ленные как органической патологией мозга, так и резидуальными, остаточными проявлениями такой патологии.

Центральная идея, развиваемая в этом разделе, связана с известным положением Л. С. Выготского о формировании новообразований дет­ского возраста как общей закономерности развития ребенка в норме и патологии. Нейропсихологическое обследование позволяет описать психологическую структуру дефекта или дисфункций, возникающих при патологии мозга или иных особенностях его созревания. Ана­лиз нейропсихологических данных позволяет соотнести картину возникающих изменений с работой мозга. Это, в свою очередь, от­крывает перспективу поиска закономерностей как в психологической, так и в морфофункциональной структуре возникающих новообразований, характеризующих ту или иную форму патологического или измененного развития ребенка.

Особое значение в этой связи приобретает исследование тех рас­стройств, которые имеют многофакторную природу. Существует ли определенная закономерность сочетания этих факторов в возникших новообразованиях и как эти сочетания предопределяют дальнейший путь развития ребенка?

В нейропсихологической интерпретации нормального развития и отклонений в развитии, не носящих патологической формы, так­же приходится обращаться к многофакторному составу возникающих изменений. В пятом разделе, посвященном проблемам дифференциальной нейропсихологии детского возраста, вводится понятие мета- синдром, позволяющее, в определенной степени, описать картину базовых закономерностей, характеризующих различные варианты развития. Метасиндром рассматривается как закономерное сочетание симптомокомплексов, характеризующих ту или иную стадию или вариант развития. Состав метасиндромов развития как закономерного сочетания определенных синдромов меняется в ходе онтогенеза в соответствии с логикой морфофункционального созревания различ­ных зон мозга, присущей возрастному этапу, индивидуальному вари­анту развития.

В шестом разделе рассматриваются вопросы, касающиеся отече­ственной и зарубежной нейропсихологической диагностики и подхо­дов к коррекционной работе, прежде всего ориентированных на результаты нейропсихологической диагностики.

Автор благодарит всех коллег, аспирантов и студентов, которые вне­сли свою лепту в создание этой книги либо личным участием в ее на­писании, либо вкладом в виде результатов совместно выполненных работ, обсуждений. Отдельная благодарность заведующей московской гуманитарной редакцией издательского дома «Питер» Татьяне Бори­совне Калининой за содействие в издании и проявленное при этом долготерпение.

Микадзе Ю. В.

Москва, ноябрь 2007 г.

направления исследования – предыдущая | следующая – методологические предпосылки

Оглавление. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым