Восприятие пространства (звуковые колебания)

Рис. 2.4. (А) Источник звука находится прямо перед головой слушателя. Звуковые колебания одновременно достигают правого и левого уха.
(Б) Источник звука справа. Звуковые волны несколько раньше по­падают в правое ухо.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.5. Чем больше источник звука отклоняется от положения прямо перед головой, тем больше временное различие между нача­лом стимуляции левого и правого уха.

 

 

 

 

Рис. 2.6. Характерные формы колебаний простых звуков.

Источник звука, расположенный прямо перед головой слушателя, находится на равном расстоянии от обоих ушей. Это означает, что изменение давления в любой момент времени будет одинаково в обоих ушах. Ситуация изменится, если источник звука сместится вправо или влево. Если, например, источник звука находится спра­ва, то левое ухо будет получать сигналы, которые правое ухо уже получило на какую-то долю секунды раньше. Эта разница в фазе между двумя ушами находится в точном соответствии с отклонением от положения прямо перед головой.

Возможность использования для слуховой локализа­ции различий по фазе имеет свои пределы. Дело в том, что скорость, с которой рисунок волны повторяется, ме­няется от звука к звуку; у высоких звуков частота колеба­ний большая, у низких — малая. Следствия, вытекаю­щие из этого факта для определения фазовых различий в двух неподвижных точках пространства (наших ушах), изображены на рис. 2.7. Некоторые высокочастотные вол­ны будут находиться в обоих ушах в одинаковой фазе, хотя источник звука находится далеко в стороне от направ­ления, прямо перед головой слушателя. Было установле­но, что у взрослых людей можно полагаться на фазовые различия только при звуках с частотой до 600 герц — диапазон, который точно соответствует расстоянию между ушами (Стивенс и Ньюмен, 1936).


Рис. 2.7. Высокочастотные звуковые колебания могут оказаться в одной и той же фазе и левом и правом ухе, несмотря на то, что по­ложение источника звука далеко от направления прямо перед го­ловой.

 

 

 

 

локализация – предыдущая | следующая – положение источника звука

Психическое развитие младенца. Содержание.