Восприятие удаленности (зрительный обрыв)

Предположим, что мы показали младенцу некоторое событие в пространстве, специфицированное только одной из ряда переменных, которые могли бы специфицировать это событие. Ему, например, может быть показан то при­ближающийся, то удаляющийся движущийся объект, причем приближение и удаление специфицируется только градиентом оптического расширения. Можно было бы ожидать, что с течением времени внимание к этому собы­тию ослабнет. Предположим, что вслед за этим ребенку показывается то же самое событие, но на этот раз специ­фицированное изменениями бинокулярного параллакса. Восстановится ли первоначальный интерес к этому со­бытию? Если нет, то мы могли бы сделать вывод, что ре­бенок отвечает на событие в пространстве, а не на прокси­мальные переменные, которые его специфицируют. Само событие останется неизменным, и, если младенец его вос­принимает, нет оснований ожидать восстановления вни­мания, когда показывается это же самое событие, хотя и заданное с помощью других переменных. Если, с другой стороны, младенец реагирует именно на эти переменные, то мы должны были бы ожидать всплеска внимания после перехода от одной переменной к другой. Я пытался про­водить такие эксперименты, но постоянно наталкивался на непреодолимые методические трудности, такие, как выбор показателя внимания, методики, которая бы поз­воляла незаметно переходить от одной переменной к дру­гой, выбор подходящего события и т. п. Сталкиваясь с подобными проблемами, начинаешь чувствовать, что мето­дики, основанные на естественных ответах младенцев, являются настоящим спасением. Если младенец тянется к предмету намеренно — неважно, насколько точно он способен это делать,— то не может быть сомнений в том, что он видит предмет в трехмерном пространстве [1]. Этой простой уверенности нам и не хватает в экспериментах на различение.

Подводя итоги, можно сказать, что в изучении восприя­тия удаленности у младенцев есть три большие проблемы. Во-первых, воспринимают ли младенцы вообще удален­ность или же они воспринимают переменные, которые лишь специфицируют ее? Когда им показывается прибли­жающийся предмет, видят ли они его приближающимся (восприятие удаленности) или же они просто видят его увеличивающимся в размерах (восприятие проксимальных переменных)? Во-вторых, когда и каким образом младенцу удается достичь координации восприятия и действия, не­обходимой для успешного поведения в пространстве. На­конец, в-третьих, как организм приспосабливается к рос­ту внутри моторной и сенсорной систем после установле­ния координации восприятия и действия?

Первый из этих вопросов вызвал большое количество теоретических споров, но очень мало исследований. Как отмечалось, решение этой проблемы предполагает исполь­зование в качестве показателя какой-либо формы прост­ранственного поведения, тогда как именно в этом отно­шении поведенческий репертуар младенца очень беден.

В классическом исследовании Гибсон и Уока (1960), изу­чавших поведение младенцев в ситуации зрительного обрыва, в качестве индикатора использовалось полза­ние. Зрительный обрыв показан на рис. 4.11. Исследо­ватели обнаружили, что младенцы, которые уже могут ползать, ни при каких обстоятельствах не переползают на «глубокую» сторону зрительного обрыва, что, по-ви­димому, является убедительным доказательством нали­чия восприятия удаленности [10]. К сожалению, младен­цы, возраст которых достаточно велик, чтобы они могли ползать, имеют продолжительную историю развития вос­приятия и моторики. Поэтому описанный эксперимент мало что может нам сказать об истоках восприятия прост­ранства.

 

 

 

 

 

Рис 4. 11. Зрительный обрыв. Младенец ползет к матери по тол­стому листу стекла. Под стеклом находится линолеум с ярко вы­раженным рисунком. Для половины дистанции линолеум уложен прямо под стеклом, для второй половины линолеум находится на расстоянии 1 метра ниже поверхности стекла. На середине дистан­ции ребенок встречается со зрительным обрывом (Рисунок из: John С. Plight and Jerom Kagan, Basic Congnitive Processes in Child­ren, 1963. The Society for Research in Child Development, Inc.).

___________________________________________________________________________________

[1] Попытка показать роль намерения в дотягивании у младенца была предпринята Бауэром, Броутоном и Мором (1970б).

методики различения – предыдущая | следующая – моргание

Психическое развитие младенца. Содержание.