Приведенные данные говорят против гипотезы, согласно которой способность определять тактильные качества с помощью зрения приходит лишь после продолжительного периода научения. Самым маленьким испытуемым в этих экспериментах было всего четыре дня. В этом случае очень маловероятно, что дети этого возраста могли познакомиться с тактильными последствиями зрительного приближения предмета. Даже если новорожденный сталкивался с такими ситуациями, не существует особых оснований считать, что должна образоваться ассоциативная связь вида предмета с ощущением прикосновения, а не с одновременным движением воздуха. Конечно, эта аргументация еще не доказывает, что зрительно-тактильная координация является врожденной — в конце концов научение возможно и после одной пробы. Но анализ всего последующего развития зрительно-тактильных координации говорит против объяснения, предлагаемого теорией научения.
Обратимся к эксперименту с мнимым предметом (см. рис. 4.19). Младенцы проявляли явное беспокойство, когда дотягивались рукой до местоположения видимого предмета и ничего там не находили. Это беспокойство должно отражать нарушения ожидания, согласно которому видимые предметы должны быть осязаемы. Если такое ожидание было бы следствием научения, формирующегося в результате соприкосновений и манипуляций с предметами, было бы следствием научения, формирующегося в результате соприкосновений и манипуляций с предметами, т0 можно было бы предположить, что по мере развития ребенка и увеличения числа подобных контактов сила ожидания должна была бы также увеличиваться. Но ничего подобного, очевидно, не происходит.
При изучении реакций более старших детей трудно обнаружить какую-либо динамику поведения по отношению к иллюзорному предмету вплоть до возраста шесть месяцев (Пауэр, Броутон и Мор. 1970в). В течение всего того времени наблюдается примерно одна и та же степень беспокойства и повторяются безуспешные попытки схватить несуществующий предмет. Однако в возрасте около шести месяцев намечаются качественный изменения поведения. Хотя иллюзорный предмет и продолжает изумлять младенцев, их хватательные движения становятся совсем другими. Дети младшего возраста широко охватывают иллюзорный предмет ладонями и обычно спохватываются только тогда, когда их пальцы сцепляются на том месте, где он должен был бы находиться. Старшие дети прекращают хватательные движения, не сжимая пальцев. При случае у них можно наблюдать целый ряд характерных действий, чередующихся с отдельными попытками достать мнимый предмет — они подолгу рассматривают свои руки, трут ладони друг о друга, хлопают рукой по какой-нибудь поверхности. Можно было бы сказать, что они как бы пытаются проверять, не потеряли ли руки чувствительность и продолжают ли их слушаться. Если продолжить наблюдение за младенцем, то, как правило, можно увидеть различные формы исследовательского зрительно поведения. Например, ребенок может качать головой из одного крайнего положения в другое, добиваясь таким образом максимальной величины параллакса движения. Получаемый ребенком, в этой ситуации параллакс движения противоположен по направлению нормальному параллаксу (см. рис. 5.16) и выглядит в высшей степени необычно. После этого ребенок обычно прекращает попытки достать мнимый предмет. Если в его зрительном поле появляются другие предметы, то младенец сначала определяет их параллактические свойства, а затем протягивает руку только за теми предметами, с которыми в этом отношении все обстоит нормально.
Рис. 5.16. Параллакс движения, полученныц с помощью бинокулярного мнимого объекта, в высшей степени необычен. Направление сдвига, возникающего в ответ на движения головы противоположно направлению сдвига, наблюдаемому в нормальных условиях.
По-видимому, сталкиваясь со столь необычной ситуацией, младенцы прежде всего проверяют свои руки, а потом уже зрительные свойства предметов. Если предмет выглядит необычно, то младенец прекращает попытки его достать. Все это резко контрастирует с поведением младенцев младшего возраста — последние продолжают пытаться достать предмет, вновь и вновь испытывая неудачу, но так и не могут установить ее причину. Дети постарше чувствуют какую-то ненормальность в зрительно-тактильных коордипациях и сначала проверяют их тактильные, а затем зрительные компоненты. Ответы этих младенцев вполне дифференцированы; им, похоже, известно, что зрение и осязание — это различные модальности. В отличие от них младенцы в возрасте до шестимесяцев воспринимают ситуацию как нерасчлененное целое. Хотя они владеют теми же двигательными навыками — могут рассматривать руку, вызывать параллакс движения и т, д.,— но в нужной ситуации ничего этого не делают. Можно сделать вывод, что у них еще нет дифференциации зрительных качеств предметов от их тактильных качеств.
прогнозирование – предыдущая | следующая – видимый источник
Психическое развитие младенца. Содержание.