Восприятие пространства (зрительно-моторная координация)

Вопросы, затронутые в этом длинном отступлении от темы слуховой локализации, очень важны и в дальнейшем встретятся нам опять. Посмотрим, что они дают нам для прояснения имеющихся сведений о слуховой локализации? Первый из описанных выше опытов действительно был проведен; более того, он был проведен с новорожденным, которому к концу опыта было меньше двух минут от роду. Для проведения этого эксперимента Майклу Вертхаймеру (1961) было разрешено присутствовать при родах. Его подопытный родился без применения обезболивания (что очень важно) и не был травмирован; таким образом, Вертхаймер имел оптимального испытуемого. Он произвел в случайной последователвности несколько звуков справа и слева от новорожденного. В начальный период опыта, до того, как наступила усталость, ребенок правильно смотрел в сторону источника звука. Здесь уместно вспом­нить предположения разных теорий на этот счет. Теория эмпиристов предсказывала, что попытки локализировать звук будут производиться наугад; полученные результаты это предположение опровергли. Нет сомнения, что на­чальные локализирующие попытки ребенка, которого под­вергли тестированию чуть ли не в момент рождения, де­лались отнюдь не случайно и соответствовали одному из двух возможных направлений. Достаточно ли точными были ответы, чтобы разграничить нативистов и крайних нативистов? Автор не сообщает, насколько уверенной была локализация. Другие ученые изучали точность слуховой локализации у детей более старшего возраста. Гезелл (1934) утверждает, что зрительная ориентация на источ­ник звука, смещенный от центра, остается не очень точ­ной вплоть до пятимесячного возраста. Эти сведения гово­рят в пользу модифицированной нативистской гипотезы. Следует, однако, иметь в виду, что любые данные, указы­вающие на неспособность ребенка делать что-либо, долж­ны оцениваться очень осторожно. Гезелл не доказал, что до пяти месяцев недостаток точности зависит от несовершенства слуховой системы, он мог быть результатом дефек­тов зрительно-моторной координации особенно вследствие того, что в его опыте источник звука был виден.

Эти возражения не применимы к недавнему экспери­менту, который позволил показать принципиально тот же эффект развития. Одни и те же младенцы были постав­лены в два условия (Бауэр и Вишарт, 1973). В одном случае им при полном освещении был показан предмет, который находился либо прямо перед ними, либо был смещен на 30° вправо или влево от центра. Условия позволяли детям дотянуться до цели рукой. Частота их попа­даний при каждом положении предмета служила мерой точности зрительно-моторной координации. В другом слу­чае детей оставляли в полной темноте. Предмет, на этот раз звучащий, находился в тех же положениях. Здесь частота попаданий служила мерой аккуратности аудиомо­торной координации. В обоих случаях моторные компо­ненты действия совпадали. Если слуховая система менее точна в определении местонахождения предмета, чем зрительная, то аудиомоторное поведение должно было бы дать меньшую частоту попаданий, чем зрительно-мотор­ное. Поскольку в обоих случаях требуется одно и то же внешнедвигательное поведение, то меньшую точность коордииаций слуха и моторики нельзя объяснить несовершен­ством моторной системы. Результаты показали, что, когда предмет был смещен из центрального положения в сторо­ну, у детей в возрасте до шести месяцев аудиомоторная точность была меньше, нежели зрительно-моторная (см. табл. 2,1).

 
То немногое, что нам известно о слуховой локализа­ции, по всей видимости, подтверждает предположение, что определение положения источника звука, находяще­гося прямо перед головой младенца (оно зависит от сти­муляции, которая остается инвариантной на протяжении всего роста), не является приобретенной способностью. Возможность определять местоположение предмета справа или слева от головы (также определяемая стимуляцией, которая не меняется с ростом) тоже имеется до того, как происходит какое-либо научепне. Точная локализация правого и левого положений, которая может быть определена лишь с помощью переменных, чье точное «значение» меняется в процессе роста, не является врожденным и, по всей видимости, развивается в младенчестве. В настоя­щий момент мы не можем сказать, происходит ли точная калибровка системы слухового пространственного вос­приятия описанным выше способом. Несмотря на кажу­щуюся легкость и продолжительную историю изучения проблемы слуховой локализации, мы все еще не распола­гаем достаточным количеством данных, необходимых для точной характеристики ее развития. Остается надеяться, что в скором времени это положение изменится.

дистальные характеристики – предыдущая | следующая – радиальная локализация

Психическое развитие младенца. Содержание.