Вопросы, затронутые в этом длинном отступлении от темы слуховой локализации, очень важны и в дальнейшем встретятся нам опять. Посмотрим, что они дают нам для прояснения имеющихся сведений о слуховой локализации? Первый из описанных выше опытов действительно был проведен; более того, он был проведен с новорожденным, которому к концу опыта было меньше двух минут от роду. Для проведения этого эксперимента Майклу Вертхаймеру (1961) было разрешено присутствовать при родах. Его подопытный родился без применения обезболивания (что очень важно) и не был травмирован; таким образом, Вертхаймер имел оптимального испытуемого. Он произвел в случайной последователвности несколько звуков справа и слева от новорожденного. В начальный период опыта, до того, как наступила усталость, ребенок правильно смотрел в сторону источника звука. Здесь уместно вспомнить предположения разных теорий на этот счет. Теория эмпиристов предсказывала, что попытки локализировать звук будут производиться наугад; полученные результаты это предположение опровергли. Нет сомнения, что начальные локализирующие попытки ребенка, которого подвергли тестированию чуть ли не в момент рождения, делались отнюдь не случайно и соответствовали одному из двух возможных направлений. Достаточно ли точными были ответы, чтобы разграничить нативистов и крайних нативистов? Автор не сообщает, насколько уверенной была локализация. Другие ученые изучали точность слуховой локализации у детей более старшего возраста. Гезелл (1934) утверждает, что зрительная ориентация на источник звука, смещенный от центра, остается не очень точной вплоть до пятимесячного возраста. Эти сведения говорят в пользу модифицированной нативистской гипотезы. Следует, однако, иметь в виду, что любые данные, указывающие на неспособность ребенка делать что-либо, должны оцениваться очень осторожно. Гезелл не доказал, что до пяти месяцев недостаток точности зависит от несовершенства слуховой системы, он мог быть результатом дефектов зрительно-моторной координации особенно вследствие того, что в его опыте источник звука был виден.
Эти возражения не применимы к недавнему эксперименту, который позволил показать принципиально тот же эффект развития. Одни и те же младенцы были поставлены в два условия (Бауэр и Вишарт, 1973). В одном случае им при полном освещении был показан предмет, который находился либо прямо перед ними, либо был смещен на 30° вправо или влево от центра. Условия позволяли детям дотянуться до цели рукой. Частота их попаданий при каждом положении предмета служила мерой точности зрительно-моторной координации. В другом случае детей оставляли в полной темноте. Предмет, на этот раз звучащий, находился в тех же положениях. Здесь частота попаданий служила мерой аккуратности аудиомоторной координации. В обоих случаях моторные компоненты действия совпадали. Если слуховая система менее точна в определении местонахождения предмета, чем зрительная, то аудиомоторное поведение должно было бы дать меньшую частоту попаданий, чем зрительно-моторное. Поскольку в обоих случаях требуется одно и то же внешнедвигательное поведение, то меньшую точность коордииаций слуха и моторики нельзя объяснить несовершенством моторной системы. Результаты показали, что, когда предмет был смещен из центрального положения в сторону, у детей в возрасте до шести месяцев аудиомоторная точность была меньше, нежели зрительно-моторная (см. табл. 2,1).
То немногое, что нам известно о слуховой локализации, по всей видимости, подтверждает предположение, что определение положения источника звука, находящегося прямо перед головой младенца (оно зависит от стимуляции, которая остается инвариантной на протяжении всего роста), не является приобретенной способностью. Возможность определять местоположение предмета справа или слева от головы (также определяемая стимуляцией, которая не меняется с ростом) тоже имеется до того, как происходит какое-либо научепне. Точная локализация правого и левого положений, которая может быть определена лишь с помощью переменных, чье точное «значение» меняется в процессе роста, не является врожденным и, по всей видимости, развивается в младенчестве. В настоящий момент мы не можем сказать, происходит ли точная калибровка системы слухового пространственного восприятия описанным выше способом. Несмотря на кажущуюся легкость и продолжительную историю изучения проблемы слуховой локализации, мы все еще не располагаем достаточным количеством данных, необходимых для точной характеристики ее развития. Остается надеяться, что в скором времени это положение изменится.
дистальные характеристики – предыдущая | следующая – радиальная локализация
Психическое развитие младенца. Содержание.