/     /  
Заболевания крови (продолжение)

Заболевания крови (продолжение)

Аспекты самопомощи: развитие заболеваний крови с точки зрения позитивной психотерапии

Влияние нервной системы на кровь многообразно. При симпатическом влия­нии не только повышается давление и изменяется распределение крови, но и из­меняется сама кровь. При стрессе повышается содержание сахара и жиров в крови; гормоны (например, адреналин) усиленно выделяются в кровь, нарастает свер­тываемость крови и ее готовность к защитным реакциям, т.е. повышается темпе­ратура («У меня вскипает кровь!», «Это волнует мою кровь!»), увеличивается чис­ло белых кровяных телец и т.д. К противоположным реакциям приводит ваготоническое влияние. При шоке крайне высокое свертывание крови приводит к чрез­мерному потреблению факторов свертывания крови, что впоследствии может со­провождаться кровоточивостью. Эти реакции при сегодняшних душевных трав­мах более опасны, так как они могут повышать риск внутренних кровотечений. Напряжение любого рода всегда сказывается на том органе, который у человека наиболее восприимчив и реактивен, при определенных обстоятельствах ослаблен, и этим органом в полной мере может быть кровь, которая, как мы видели выше, подвержена психофизическим нагрузкам. Почему «выбирается» именно эта фор­ма переработки конфликтов, в существенной мере зависит от приобретенного опыта из детства. Часто у родителей больных заболеваниями крови бытуют концепции типа: «Все бессмысленно», «Нужно принимать все как есть». В родительском доме на конфликты реагировали активацией воображения, фантазии, причем чаще в негативном направлении. Воспитанный таким образом человек, в свою очередь, реагировал неуверенностью. В качестве органа-мишени он выбирает при психиче­ской нагрузке и конфликтах кровь — символ жизни. Тем самым, он особенно заметно и драматично выражает свою ситуацию. Больные — это часто люди, с хо­рошо развитой интуицией. Они могут поставить вопрос о смысле жизни, когда переживают неудачу, несправедливость или материальные потери. Мы спрашива­ем об этом: в сферах каких актуальных способностей находится смысл? В пункту­альности, аккуратности, верности, деятельности, бережливости, надежде, вере, религии/ мировоззрении, сексе, сексуальности, любви? Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы. Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при заболеваниях крови. Описание случая: «Тело как оружие». Если у тебя нет для меня времени, если ты изменяешь мне, если ты несправедлив к детям, я скажу «нет» своим телом (38-летняя женщина, страдающая маточными кровоте­чениями и анемией). Принцип справедливости преобладает над всеми остальными. Это основной принцип воспитания, при котором на переднем плане находятся отдельные акту­альные способности и достижения. Но сама по себе справедливость слепа к инди­видуальности человека, безлична. Больная реагировала на конфликты, которые она считала несправедливостью, при этом активизировалось ее воображение: она придумывала решения конфликтов, представляла мысленно желаемый успех и говорила своему партнеру, на которого была очень сердита, своим телом «нет» при маточных кровотечениях. Главным моментом лечения стали четыре формы пере­работки конфликтов, прежде всего сфера фантазий/ будущего. Требования «Я - идеал» пациентки были поставлены под вопрос односторонним преобладанием ак­туальных способностей: справедливость (см. ч.Н, гл.1), учтивостъ (см. ч.Н, гл.26), открытость /искренность (см. ч.И, гл.5) и сомнение. Лечение состояло из 20 сеансов терапии для партнеров, в рамках 5-ступенчатой модели, где важную роль играли актуальные способности сомнение и уверенность в связи с агрессив­ными представлениями. Актуальная способность «Сомнения» Определение и развитие: способность поставить под вопрос веру, увидеть воз­можность выбора и сопоставить альтернативы. Функция сомнения, относящаяся к отдельным актуальным способностям и в меньшей степени к личности в целом, развивается в общении с близкими. Как об этом спросить? В чем Вы сомневаетесь? Сомневаетесь ли Вы в Ваших способностях? Бывает ли у Вас иногда чувство, что у Вас не та жена (не тот муж)? Бывает ли у Вас впечатление, что Вы освоили не ту профессию? Хотелось бы Вам родиться в другое время, в другом обществе? Бывает ли, что Вы сомневаетесь в своей религии и мировоззрении? Кто из Ваших родителей чаще сомневался? Синонимы и расстройства: внутреннее противоречие, колебаться, медлить, быть нерешительным, бороться с самим собой, не говорить ни да, ни нет, на пути к решению. Неуверенность, страх, амбивалетность, колебания настроения, тоска, нетерпение, ненадежность, слабость в принятии решения, растерянность, пробле­мы самооценки, негативизм. Особенности поведения: сомнение не следует расценивать как слабость, оно является существенной функцией своевременного контроля над реальностью. Со­мневается ли человек в себе, в партнере, во всем мире, или в отдельных качествах, с которыми он больше не может ужиться? Актуальная способность «Уверенность» Понятие и развитие: способность после состояния сомнения принимать ре­шения, которые уже больше не вызывают чувства вины. Человек способен четко сказать да или нет и идентифицироваться с этим решением. Уверенность, помимо этого, подразумевает качество или интенсивность веры. У ребенка тоже бывают ситуации сомнения. Когда он кричит от голода, он не знает, придет ли кто-нибудь его покормить. По мере того, как мать постоянно оказывает ему внимание, у него развивается уверенность: «Даже если мои потребности не удовлетворяются немед­ленно, это все равно скоро произойдет». Как об этом спросить? Есть ли у Вас (у Вашего партнера) при принятии ре­шения такое чувство, что всё, что Вы делаете, это правильно? Насколько уверен­но чувствуете Вы себя, когда Вам приходится (на работе или в личной жизни) при­нимать решение? Кто из Ваших родителей, чаще внушал Вам уверенность, надеж­ность и спокойствие? Как вели себя Ваши родители, когда Вам приходилось при­нимать самостоятельное решение? Синонимы и расстройства: Надежность, твердые убеждения, несомненный, абсолютный, окончательный, определенный, без вопросов, само собой разумеет­ся; на все случаи жизни; непоколебимость. — Упрямство, догматизм, фиксация, фанатизм, защита, амбивалентность, чувство вины, неуверенность, страх, недове­рие, безнадежность, чрезмерные требования. Особенности поведения: контроль уверенностью и сомнением, является че­ловеческой способностью проверки действительности. В отношении чего, Вы чув­ствуете уверенность: верности, честности, справедливости, религиозных или мировоззренческих убеждений? Давать возможность, сопоставлять свою уве­ренность и уверенность других лиц (контакты, обсуждения, решение конфликтов, взаимное понимание и уважение, относительность ценностей). Приложение: опросник к заболеваниям крови Ф.И.О.__________________ №        Дата.

Тело/ ощущения — профессия/ деятельность — контакты — фантазии / будущее

1) Бывает ли так, что у Вас «кровь закипает в жилах» или «стынет в жи­лах»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговор­ки, относительно Вашего заболевания? Что это за пословицы? 2) Кто сообщил Вам о болезни? 3) Какие «мелочи» (актуальные способности, как микротравмы) портят Вам кровь на работе? 4) Много ли значат для Вас Ваша профессия и работа?
5) Довольны ли Вы своей профессией? 6) Задумываетесь ли Вы (или Ваш партнер) о Вашем профессиональном бу­дущем? 7) Влияют ли проблемы на работе на Ваши отношения с партнером? Влияют ли Ваши партнерские/семейные проблемы на Вашу работу? Могли бы Вы охарактеризовать себя «хладнокровным» или человеком «с горячей кровью» и т.д.? 8) Как Вы относитесь к концепциям типа: «Это же не имеет смысла», «Нуж­но принимать все как есть», «Что с того? » 9) Вы скорее оптимист или пессимист? При проблемах Вы скорее фантази­руете о попытках решения, желаемых целях и надеждах или страхах, сомнениях и бессмысленности? 10) Какое значение имеют для Вашего здоровья, Ваших партнерских и се­мейных отношений и Вашей жизненной концепции следующие вопро­сы: Кто я? Откуда я? Зачем я? 11) Что для Вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивации, жиз­ненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)? Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведо­мые до сих пор сферы (тело/ ощущения, профессия/ деятельность, кон­такты, фантазия/ будущее)?

Анемия - предыдущая | следующая - Язвенный колит

Психосоматика и позитивная психотерапия


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)