V. Личность

Семья, школа, любительский кружок становятся для ребенка моде­лью мира, а отдельные члены группы – в какой-то мере его представите­лями. Хорошо, когда окружающая ребенка и молодого человека человеческая среда в основе своей является эмоционально положительной, но не оранжерейно роскошной. Воспитание должно быть таким, чтобы оно подготовило ребенка к противоречиям мира, с которым он позднее обя­зательно встретится.

Например, гиперпротективная, т. е. чрезмерно заботливая мать, держит ребенка, чаще сына, чем дочь, в излишней зависимости, не вос­питывает в нем самостоятельности и не развивает способности энергично отстаивать свои собственные интересы, категорически вмешивается в его эротические связи, более или менее сознательно ставит препятствия перед его женитьбой и обосновывает свое поведение при этом тем, что та или другая невеста сына имеют те или другие проблематичные качества. Действительным мотивом такого поведения является тенденция удержать сына возле себя как можно дольше. Сын, выраставший при превалирующем влиянии такого отношения поневоле сравнивает суровость окружающей действительности с материнской заботой, мир и людей он видит в отрицательном свете, часто разочаровывается в своих надеждах и представлениях. И наоборот, твердость и эмоциональный холод со стороны родителей ведут или к робости, боязливости и пассивности ребенка, или к враждебности, недоверчивости и агрессивности по отношению к людям.

Во взаимоотношениях людей имеет место или доминантность (преобладание), например, родителей и учителей над детьми, старших братьев и сестер над младшими, одного эротического или супружеского партнера над другим, или субмиссивность (подчинение). Другие взаимо­отношения, например, некоторых одноклассников, сотрудников и парт­неров, могут быть уравновешенными (равнозначными). Сложными иногда бывают взаимоотношения между детьми в одной семье: часто стар­ший ребенок, бывший раньше «единственным», старается удержать свою прежнюю привилегированную позицию, ревнует младшего, ищет защиту у родителей, которые дисгармонию этих взаимоотношений мо­гут выравнять, но также могут и углубить ее еще больше.

Для развития доминантности и субмиссивности имеет значение так называемая формальная и неформальная структура взаимоот­ношений в группе. Формальная структура бывает обусловлена, на­пример, служебным положением, рабочими и общественными функци­ями, фактом отцовства и материнства. Неформальная структура в боль­шинстве случаев находится в соответствии с формальной структурой, т. е. вышестоящее лицо в служебном отношении является в микросоциоло­гическом смысле доминирующим (высшим). При хорошо функциониру­ющей деятельности групп эта возможность является, разумеется, более выгодной, чем противоположная ситуация, когда формальная структура находится в несоответствии с неформальными фактическими взаимоот­ношениями, например, формально вышестоящее лицо микросоциологически находится в субмиссивном (подчиненном) положении. Такие вза­имоотношения бывают источником напряжения и конфликтов.

Примером различия между кажущейся простотой формальных вза­имоотношений и сложностью неформальных коммуникаций между ин­дивидами являются взаимоотношения детей в классе, которые с фор­мальной стороны равноценны: все дети должны подчиняться школьно­му авторитету. Однако в классе имеется неформальный ведущий инди­вид и ведущие группы, которые соперничают за влияние в классе. Для практической характеристики неформального положения отдельных лиц в группе имеет значение классификация Р. Шиндлера:

Положение альфа занимают в группе так называемые звезды (star): они вызывают некритичное восхищение, «ослепляют» остальных; другие члены группы стараются им подражать.

Положение бета занимает лицо, которое признается другими как самый опытный «старший» брат», но он не настолько выделяется как лицо в позиции, отношение к нему имеет элементы критичности.

Положение гамма – это положение равнозначное, равноцен­ное.

Положение омега отчетливо подчиненное; лицо, занима­ющее это положение, лишь только терпимо другими на краю группы, попеременно его более или менее изгоняют, его называют «козлом отпу­щения», «черной овцой», по немецки „Progelknabe”.

В классах и детских коллективах в положение омега попадают особенно дети с пониженным интеллектом, с замедленным развитием, с ожирени­ем, с физическими недостатками и бросающимися в глаза уродствами, а также дети с невротическими расстройствами, например, с тиками, тремором, и заиканием. У таких детей возникают и углубляются чувства собственной неполноценности, происходит отчуждение от коллектива и людей, развиваются депрессии и агрессивные тенденции отомстить за причиненные обиды, что может проявиться и через несколько лет, на­пример, на работе по отношению к подчиненным, в семье по отношению к собственным детям и к партнеру.

Во взаимоотношениях с родителями, старшими братьями и сестра­ми, с учителями формируется отношение к авторитету. Примерно до 10-12 лет длится наивная субмиссивность и доверие по отношению к авторитетам. Но в пубертатном периоде наступает критическая дифферен­циация, признавание авторитетов разделяется в зависимости от того, ка­кие ценности молодой человек признает, например интеллектуальные, художественные, характерные, спортивные и физические.

В периоде созревания углубляются дружеские взаимоотношения и развиваются эротическо-сексуальные взаимоотношения.

 

личный темп – предыдущая | следующая – внутренний конфликт