При исследовании самооценки выяснилось, что крайне важно, есть ли совпадение самооценки подростка с оценкой его родителем и, если есть, то по какому радикалу это совпадение идет. Проанализировав случаи совпадения и расхождения оценок, можно прийти к следующим выводам. Оценка себя и оценка подростка родителем могут расходиться и могут быть похожи, но похожи по-разному. В том случае, когда они очень сходны, но при этом у подростка имеется самостоятельность в обосновании своих оценок, можно говорить о хороших взаимоотношениях в семье, о наличии контакта с родителями, о нормальной социальной адаптации. Если же они совпадают, но подросток просто повторяет характеристики себя с точки зрения родителей, то можно говорить лишь о доминировании родителя, реализации симбиотического или симбиотически-авторитарного типов родительского отношения и о том, что у подростка не сформировано собственное представление о себе, он во всем следует за родителями.
Реализация такого типа взаимоотношений, если мы имеем дело с подростком, в силу возрастных особенностей необходимо ведет к социальной дезадаптации, инфантилизации, а в наиболее тяжелых случаях может привести к возникновению аномалий психического развития. Если оценки вообще расходятся, то это также является плохим признаком — обычно такой результат свидетельствует о закрытости подростка, недостатке контакта с родителями. Представляется, что последний вариант все равно более благоприятен для самого подростка, чем реализация и закрепление симбиотической связи с родителями.
Нужно отметить тот факт, что именно по параметру реализации симбиотической связи родителей с ребенком мы получили наибольшее различие между основной и контрольной группами испытуемых, что позволяет говорить об особой значимости этого параметра. В контрольной группе мы ни разу не столкнулись с реализацией такого типа взаимодействия: встречались только варианты несовпадения оценок или совпадения (примерного — профилей оценок) при отстаивании подростком своей собственной точки зрения на то, почему он себя оценил именно таким образом (эти варианты встречались приблизительно с одинаковой частотой). В основной группе — в 50% случаев (в обеих группах) имел место вариант совпадения не только профилей самооценки и оценки родителя, но и совпадений для таких оценок.
В основе такой зависимости, по-видимому, лежат следующие факторы. В 60% случаев при исследовании основной группы испытуемых шкала “счастье” служила проекцией шкалы “здоровье” и у подростков, и у родителей (причем, характерно, что там, где родители не связывают эти понятия, не проецируют одно на другое, там не делает этого и подросток). В контрольной группе в 10% случаев шкалы “здоровье” и “счастье” были связаны у подростков. Представляется, что связь обнаруженная в основной группе испытуемых, может свидетельствовать о фиксированности родителей и подростков на болезни, операции, о включении болезни и операции в социальную ситуацию развития подростка в качестве одного из центральных звеньев. В том же случае, когда шкала “здоровье” у подростка была более изолированной, а показатели по шкалам “счастье” и “общительность” определялись его собственными интересами, проблемами, мы имели дело с “отвязыванием” подростка от болезни и, следовательно с наиболее оптимальной социальной адаптацией.
Обычно в наличии связи между шкалами “здоровье” и остальными виноваты родители: для ребенка, подростка, она устанавливается опосредованно и в случае ее фиксации мы обычно сталкиваемся с “уходом в болезнь”, когда собственно болезни уже нет, врожденный порок сердца ликвидирован. Причем, поскольку от узнавания о своей болезни ребенку, подростку, уйти не удается, то чем больше осознан, “проработан” факт болезни и операции, тем больше стремится подросток к различным формам компенсации, что может обеспечить наилучшую социальную адаптацию. Когда же ситуация “у меня был порок, поэтому я болен, поэтому я не как все, а слабее, менее счастлив и т.п.” воспринимается подростком как данность и поощряется родителями, ни о какой социальной адаптации говорить нельзя.
Еще одним элементом диагностической схемы, направленной на исследование внутрисемейных отношений, стало совместное выполнение методики “куб Линка”. При выполнении данной методики достаточно четко в экспериментальной ситуации моделировались взаимоотношения подростка и родителя. (см. таблицу 15).
Таблица 15
Распределение типов взаимодействия между родителями и подростками при совместном выполнении методики “куб Линка”
Инициатива полностью принадлежит родителю (доминирование) | Потакание | Отказ родителя от активности | Неорганизованнаядеятельность | Сотрудничество | ||
11-13 лет | осн. группа | 56% | 11% | 11% | 22% | |
контр. группа | 10% | 10% | 80% | |||
14-16 лет | осн. группа | 53% | 10% | 16% | 5% | 16% |
контр. группа | 30% | 70% |
В качестве критерия нормальной социальной адаптации подростка, контакта в семье, неискаженного типа воспитания оказалось возможным принять наличие или отсутствие сотрудничества. При этом сотрудничество понимается как равномерное оказание помощи друг другу, переход инициативы от подростка к родителю и наоборот, когда это необходимо, целенаправленное, успешное выполнение задания. В нашем иследовании в основной группе испытуемых такой вариант взаимодействия наблюдался в 22% случаев в младшей возрастной подгруппе и в 16% случаев — в старшей и сочетался с социальной адаптированностью подростка и с оптимальным типом семейного воспитания. Во всех же остальных случаях наблюдались гиперопека, доминирование, потакание, что коррелирует с нарушениями социальной адаптации, ситуации в семье и в случае акцентуации того или иного типа взаимодействия может вести к искажению формирования личности подростка.
При этом наиболее вредными и, по всей видимости, соответствующими симбиотическому и симбиотически-авторитарному типу родительского отношения, являются взаимодействия типа “потакание”, “доминирование”, которые в основной группе встретились в сумме в 67% случаев в младшей подгруппе и в 63% случаев — в старшей, а в контрольной группе — только 10% случаев в младшей подгруппе. В контрольной группе реализовывались, в основном, взаимодействия типа “неорганизованная деятельность” или “сотрудничество”.
Методики “Самооценка” и “Куб Линка” – предыдущая | следующая – Воспитательный стиль
Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях