/     /  
Внутренний конфликт

Внутренний конфликт

Одновременно становятся более свободными отношения к родите­лям. У юношей неуверенность, неопытность и беспомощность часто ма­скируются наигранным цинизмом и демонстрацией силы. У девушек традиционно встречаемся скорее с тенденцией к сентиментальности и мечтательности. Однако развитие может свидетельствовать об опреде­ленных смещениях, а именно, маскулинизация в проявлениях, манерах и одевании у девушек, феминизация – во внешнем поведении юношей.

Наибольшее значение между взаимоотношениями во взрослом воз­расте имеют отношения партнерские (эротические и супружеские), се­мейные и взаимоотношения на работе.

Вкладом в проблематику человеческих взаимоотношений явилась теория роли (Мид, Линтон).

Роль вытекает из положения, занимаемого человеком в разных общественных отношениях. К старым ролям относятся роли мужа, жены, отца, матери, сына и дочери. Изменчивыми являются роли профессио­нальные, роли подчиненного, вышестоящего, роль любовника, мужа, спортсмена, члена занимательной или общественной организции. Наступает конфликт между индивидуальной сущностью человека и его ро­лью, например, внутренний конфликт молодой матери и заядлой спорт­сменки, роль любящего сына и постоянного противника мировоззрения собственного отца. Существуют также конфликты между различными ролями одного и того же лица: роли мужа и любовника другой женщи­ны, роли научного работника и страстного шахматиста.

Внешний конфликт – это открытое столкновение лиц с различными интересами и тенденциями. Внутренний конфликт является обычно ре­зультатом внешней конфликтной ситуации, которая, однако, не решает­ся открыто, а внутренне, внутрипсихически. Длительный внутренний конфликт развивается, если в психике человека действуют противопо­ложно по крайней мере две тенденции, которые невозможно объединить в компромисс. Например, женщина, живущая в дисгармоническом су­пружестве, страдает конфликтом между тенденцией разойтись с мужем и сохранить детям семью. С точки зрения медицинской психологии и психогенеза неврозов и психосоматических расстройств наибольшее значение имеет конфликт внутренний.

С конфликтом связана проблема адаптации, т. е. приспосабливаемости. Внутренняя адаптация – это полное внутреннее приспособление ин­дивида к нормам, обычаям, взглядам и поведению окружающего об­щества, следовательно, речь идет об идентификации в социально-психо­логическом смысле. Внешняя адаптация – это скорее приспособляемость формальная, в поведении и в проявлениях, при которой сохраняется внутренняя автономия и резерв. Маладаптация (невозможность приспо­собиться, плохая приспособляемость) бывает источником внешних, а в результате этого и внутренних конфликтов, внешняя адаптация при противоположных внутренних отношениях ведет и к внутренним кон­фликтам. Адаптация является не только психологической, но также и об­щественной, философской и этической проблемой.

Коммуникация в смысле межличностных отношений – это передача и прием информации и проявлений одного лица другому. Наиболее обычной человеческой коммуникацией является словесная, вербальная, незаменимая особенно при обмене сведениями рационального характера. Коммуникация невербальная, несловесная приобретает значение главным образом в области эмоций и инстинктов. Речь идет о проявлениях мимических, моторических, вегетативных и о жестикуляции. Осо­бенно там, где подавлена словесная коммуникация, например, при страхе, скрытой враждебности, несловесная коммуникация выдает истинное отношение индивида. Например, больной на словах отрицает, что боится, но сам бледнеет и дрожит. Иногда кашель становится проявлением подавляемого недовольства или протеста, зевота – проявлением скуки.

Рис.32 Социограмма по Морено.

Рис.32 Социограмма по Морено.

При развитии и в ходе конфликтных и проблематических ситуаций имеют место различные нарушения коммуникации (по Р. Шпигель):

  1. Грубая деструктивная коммуникация характеризуется стремлени­ем подломить мировоззрение, отношения и интересы другого. Она мо­жет быть враждебной, неприятельской или без враждебности. Результа­том такой коммуникации является углубляющееся непонимание.
  2. Авторитативная коммуникация, имеющая односторонний харак­тер и тенденцию навязать другому собственные взгляды, отношение и поведение.
  3. Разделительная коммуникация характеризуется освобождением, при котором индивид, хотя и регистрирует сведения, которые он прини­мает, но они не оказывают на него влияния, он делает, что хочет, пере­рабатывая раздражители с юмором. Речь идет о типичном Швейковском отношении.
  4. Псевдокоммуникация – это коммуникация формальная, напри­мер, при поверхностном «светском» разговоре о погоде.
  5. Нонкоммуникация – это фактически прерывание коммуникации, несмотря на то, что внешняя коммуникационная ситуация (присутствие партнера) сохраняется формально. Например, человек слушающий, но при этом «витающий мыслями в облаках».
  6. Резистентная коммуникация: один из партнеров принимает ин­формацию, но не реагирует, отказывается отвечать. Она является про­явлением недоверия и упрямства.

Взаимоотношения – предыдущая | следующая – Социограмма

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)