тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

VI. Личность

Одновременно становятся более свободными отношения к родите­лям. У юношей неуверенность, неопытность и беспомощность часто ма­скируются наигранным цинизмом и демонстрацией силы. У девушек традиционно встречаемся скорее с тенденцией к сентиментальности и мечтательности. Однако развитие может свидетельствовать об опреде­ленных смещениях, а именно, маскулинизация в проявлениях, манерах и одевании у девушек, феминизация – во внешнем поведении юношей.

Наибольшее значение между взаимоотношениями во взрослом воз­расте имеют отношения партнерские (эротические и супружеские), се­мейные и взаимоотношения на работе.

Вкладом в проблематику человеческих взаимоотношений явилась теория роли (Мид, Линтон).

Роль вытекает из положения, занимаемого человеком в разных общественных отношениях. К старым ролям относятся роли мужа, жены, отца, матери, сына и дочери. Изменчивыми являются роли профессио­нальные, роли подчиненного, вышестоящего, роль любовника, мужа, спортсмена, члена занимательной или общественной организции. Наступает конфликт между индивидуальной сущностью человека и его ро­лью, например, внутренний конфликт молодой матери и заядлой спорт­сменки, роль любящего сына и постоянного противника мировоззрения собственного отца. Существуют также конфликты между различными ролями одного и того же лица: роли мужа и любовника другой женщи­ны, роли научного работника и страстного шахматиста.

Внешний конфликт – это открытое столкновение лиц с различными интересами и тенденциями. Внутренний конфликт является обычно ре­зультатом внешней конфликтной ситуации, которая, однако, не решает­ся открыто, а внутренне, внутрипсихически. Длительный внутренний конфликт развивается, если в психике человека действуют противопо­ложно по крайней мере две тенденции, которые невозможно объединить в компромисс. Например, женщина, живущая в дисгармоническом су­пружестве, страдает конфликтом между тенденцией разойтись с мужем и сохранить детям семью. С точки зрения медицинской психологии и психогенеза неврозов и психосоматических расстройств наибольшее значение имеет конфликт внутренний.

С конфликтом связана проблема адаптации, т. е. приспосабливаемости. Внутренняя адаптация – это полное внутреннее приспособление ин­дивида к нормам, обычаям, взглядам и поведению окружающего об­щества, следовательно, речь идет об идентификации в социально-психо­логическом смысле. Внешняя адаптация – это скорее приспособляемость формальная, в поведении и в проявлениях, при которой сохраняется внутренняя автономия и резерв. Маладаптация (невозможность приспо­собиться, плохая приспособляемость) бывает источником внешних, а в результате этого и внутренних конфликтов, внешняя адаптация при противоположных внутренних отношениях ведет и к внутренним кон­фликтам. Адаптация является не только психологической, но также и об­щественной, философской и этической проблемой.

Коммуникация в смысле межличностных отношений – это передача и прием информации и проявлений одного лица другому. Наиболее обычной человеческой коммуникацией является словесная, вербальная, незаменимая особенно при обмене сведениями рационального характера. Коммуникация невербальная, несловесная приобретает значение главным образом в области эмоций и инстинктов. Речь идет о проявлениях мимических, моторических, вегетативных и о жестикуляции. Осо­бенно там, где подавлена словесная коммуникация, например, при страхе, скрытой враждебности, несловесная коммуникация выдает истинное отношение индивида. Например, больной на словах отрицает, что боится, но сам бледнеет и дрожит. Иногда кашель становится проявлением подавляемого недовольства или протеста, зевота – проявлением скуки.

Рис.32 Социограмма по Морено.

При развитии и в ходе конфликтных и проблематических ситуаций имеют место различные нарушения коммуникации (по Р. Шпигель):

  1. Грубая деструктивная коммуникация характеризуется стремлени­ем подломить мировоззрение, отношения и интересы другого. Она мо­жет быть враждебной, неприятельской или без враждебности. Результа­том такой коммуникации является углубляющееся непонимание.
  2. Авторитативная коммуникация, имеющая односторонний харак­тер и тенденцию навязать другому собственные взгляды, отношение и поведение.
  3. Разделительная коммуникация характеризуется освобождением, при котором индивид, хотя и регистрирует сведения, которые он прини­мает, но они не оказывают на него влияния, он делает, что хочет, пере­рабатывая раздражители с юмором. Речь идет о типичном Швейковском отношении.
  4. Псевдокоммуникация – это коммуникация формальная, напри­мер, при поверхностном «светском» разговоре о погоде.
  5. Нонкоммуникация – это фактически прерывание коммуникации, несмотря на то, что внешняя коммуникационная ситуация (присутствие партнера) сохраняется формально. Например, человек слушающий, но при этом «витающий мыслями в облаках».
  6. Резистентная коммуникация: один из партнеров принимает ин­формацию, но не реагирует, отказывается отвечать. Она является про­явлением недоверия и упрямства.

 

взаимоотношения – предыдущая | следующая – социограмма