тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

III. Больной и медицинская среда (продолжение)

Не следует всем больным без разбора назначать постельный режим; надо разрешить больному столько подвижности и деятельности, сколь­ко перенесет его организм без вреда для здоровья. Взгляды на строгий постельный режим в последнее время существенно изменились. Напри­мер, не требуют соблюдения строгого режима в туберкулезных лечебни­цах, при сердечно-сосудистых заболеваниях, для которых разработана особая система физической культуры; после операции рекомендуят на­чинать движение и реабилитацию гораздо раньше, чем это делали в про­шлом.

Разумеется, это обусловлено совершенствованием методов лечения в ряде дисциплин.

Результаты несоответственного строго постельного режима иногда бывают совершенно противоположными, чем это предполагалось вначале: больные, у которых при таком режиме нарастает напряжение, бес­покойство и агрессивность, часто используют чрезмерные и незначи­тельные возможности для того, чтобы неожиданно растормозились, «взорвались», отреагировали. Иногда это бывает связано с алкогольны­ми или эротическими эксцессами. Кроме прочего, профилактикой таких ситуаций может служить хорошо проводимая трудовая терапия и заня­тия.

Занятия являются или составной частью лечения и обновления функции больного органа, системы (например, реабилитация функции конечности после травмы или трудовая реабилитация психически боль­ных), или имеют вспомогательное, но важное значение наряду с основ­ным лечением (например, труд для туберкулезных больных).

В обоих случаях трудотерапия действует так, что активизирует ор­ганизм в целом, поддерживает его защитные способности, обновляет или создает здоровые физиологические динамические стереотипы, а тем самым подавляет патологические стороны состояния больных (отвлекает внимание от боли, опасений, страха и признаков заболевания), заполняет наиболее подходящим способом свободное время больного, вызывает в нем чувство удовлетворения от результатов своей деятельно­сти, чувство своей необходимости, включает его в коллектив больных и тем самым избавляет от изоляции и чувства собственной неполноценности, расширяет его кругозор и опыт и вооружает новыми способно­стями и знаниями. Например, ряд больных при так называемой артетерапии (при занятиях живописью) обнаружили в себе до сих пор скрытые способности к живописи или интерес к ней и продолжали заниматься ею затем в течение всей жизни.

Основные виды трудотерапии следующие:

а) лечение трудом (эрготерапия), например, работа с текстильным материалом, шитье, вышивание, вязание крючком и на спицах, произ­водство салфеток, тампонов, работа на небольших текстильных станках, работа с деревом (вырезывание, столярные работы, лакировка), модели­рование, рисование, производство кукол и других игрушек. При эрготерапии можно выгодно использовать разные отходы (остатки материи, кожи, пластмасс, дерева, жести, металлические отходы). Создать усло­вия для эрготерапии больных мужчин (мастерские, оснащенные обору­дованием) значительно сложнее, чем создать условия для эрготерапии больных женщин. Однако некоторые мужчины с охотой и интересом включаются в «женские работы». Отдельные формы трудотерапии явля­ются переходными к артетерапии;

б) лечение искусством, артетерапия: рисование, живопись, модели­рование из глины и обжигание созданных произведений в гончарной пе­чи, активные музыкальные и театральные выступления (музыкотерапия). По сравнению с артетерапией культурная терапия имеет скорее литературный, словесный и несколько более пассивный характер: чте­ние, слушание музыки, просмотр кинофильмов, телевизионных передач, посещение выставок – все это связано с последующей беседой о том, что участникам этих мероприятий понравилось, тронуло, встревожило, что припомнило им это художественное впечатление;

в) спортивная и физкультурная деятельность, например, утренняя гимнастика, систематические занятия физической культурой, включен­ные в режим дня, коллективные игры (волейбол);

г) общие игры, при которых надлежит следить за тем, чтобы игра не носила азартного характера. Ее должен направлять опытный работник с психологическими способностями таким способом, чтобы включить в игру как можно большее количество больных, и особенно тех, которые сторонятся коллектива, стеснительны и страдают от чувства собствен­ной неполноценности.

При всех видах трудотерапии необходимо начинать с простой ак­тивности и постепенно повышать требования. Длительная монотонная и слишком простая деятельность притупляет интерес больного и иногда даже вызывает эмоциональное отвращение. Слишком сложная работа возбуждает недовольство как видом работы, так и самим собой и ведет к отказу от деятельности. Трудотерапию можно назначать также и лежачим больным, для которых она может иметь большее значение, чем для ходячих больных, если принять во внимание их изолированность и ограничение социальных контактов.

Значение трудовой терапии все время растет и увеличивается число больных, которым она назначается. Пребывание в больнице все чаще обусловливается заболеваниями, выявленными в самых ранних стадиях, или обследованием с целью установления диагноза и приобретает, с одной стороны, более профилактический характер, а с другой стороны, результатом его чаще, чем это было раньше, бывает возвращение к жиз­ни и к трудовой деятельности. Предоставление больным занятий при этом способствует постепенному возвращению выздоравливающих больных к нормальным условиям жизни.

пребывание на койке – предыдущая | следующая – выписка больного