Предположим, что это утверждение верно. Какие формы поведения можно было бы наблюдать? По-видимому, младенцы должны были бы упорно смотреть на то место, в котором до начала движения находился предмет. По данным Пиаже, в действительности это имеет место. Однако эти наблюдения не являются вполне убедительными, так как всегда можно возразить, что ребенок просто слишком медлителен, чтобы ответить на движение. Можно было бы также предположить, что ребенок, следящий за движущимся предметом, будет оглядываться на то место, где располагался предмет до начала движения,— поведение, аналогичное продолжению слежения за уже остановившимся предметом. Такой вид поведения также наблюдался, однако эти данные ненадежны потому, что движущийся предмет, возможно, более интересен для ребенка, чем неподвижный.
Для проверки высказанных предположений был проведен более сложный эксперимент. Детям показывался привлекательный предмет (игрушечный поезд, украшенный мелькающими огоньками). Поезд оставался неподвижным в точке А в течение 10 секунд перед тем, как двинуться в точку Б, где он останавливался на 10 секунд перед возвращением в точку А. Там он находился в течение 10 секунк перед тем, как снова двинуться в точку Б. Такая последовательность А—Б—А—Б—А повторялась много раз. Как бы воспринял младенец эту последовательность, если бы он не знал, что неподвижный предмет остается тем же самым предметом при движении, и наоборот? Сначала он видит предмет неподвижным в точке А. Через 10 секунд этот предмет пропадает и появляется новый движущийся предмет. Затем движущийся предмет исчезает, а новый неподвижный предмет появляется в точке Б. Этот предмет также пропадает через 10 секунд, и появляется уже другой движущийся предмет. В свою очередь и он исчезает, а неподвижный предмет вновь появляется в точке А и т. д. Младенцы в возрасте от 12 до 16 недель, которым предъявлялась последовательность такого рода, сначала продолжают слежение после того, как предмет остановился. Однако через несколько проб они привыкают к прослеживанию предмета от А до Б и обратно, не перескакивая на место фактической остановки предмета. Младенцы выглядят так, как если бы они действительно прослеживали движение предмета от одного места до другого. Если приведенный выше анализ верен, то они должны были бы на самом деле видеть четыре предмета, в значительной степени игнорируя движущиеся и концентрируя внимание на неподвижных предметах. Вместо того чтобы научиться отслеживанию одного предмета от места к месту, младенцы усваивали нечто подобное следующему утверждению: «Объект в точке А пропадает, и объект в точке Б появляется: объект в точке Б исчезает, и объект в точке А появляется». Этот вид научения также должен был бы привести к плавному прослеживанию, которое наблюдалось в эксперименте.
Предположим теперь, что объект, находящийся и точке А, вместо возвращения в точку Б движется на другое место — точку В. Что делали бы младенцы в этой ситуации? Если они действительно следят за перемещением отдельного предмета от одной точки до другой, то они должны просто проводить объект глазами до его нового положения. Если же, напротив, младенцы пользуются правилом: «Объект в точке А исчез — объект в точке Б появился», то они не будут прослеживать объект до точки В, а скорее начнут искать его в обычном месте — точке Б. Фактически это и имеет место. Младенцы игнорируют предмет, отчетливо видимый в точке В, и настойчиво ищут его в точке Б, часто выглядя удивленными и озадаченными, если предмета там нет (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Во время контрольной пробы младенец вместо того, чтобы посмотреть влево, куда поехал вагончик, как правило, смотрит вправо, где вагончик останавливается во время предыдущих проб (Из: Т. G. R. Bower ,The Object in the World ol the Infant. Copyright © 1971 by Scientific American, Inc.).
Таким образом, создается впечатление, что младенцы, по возрасту соответствующие II стадии развития, не узнают неподвижный предмет, когда он начинает двигаться, точно так же как не узнают движущийся предмет, когда он останавливается. Немедленно возникает вопрос: каким образом младенцы этого возраста идентифицируют предметы? При каких условиях они думают, что предмет остался тем же самым? Эта проблема отличается от той, которая рассматривалась до сих пор. Обсуждавшаяся ранее проблема состояла в определении того, считают ли младенцы, что предметы все еще существуют после исчезновения из поля зрения. Теперь же мы задаем вопрос о том, при каких условиях младенец полагает, что предмет остался тем же самым. По-видимому, перехода от неподвижного состояния к движению и наоборот достаточно, для того чтобы заставить младенца поверить, что он имеет дело с двумя разными предметами. Действительно ли в таком случае он думает, что предмет остается тем же самым до тех пор, пока находится на одном месте? И аналогично, думает ли он,что предмет остается тем же, пока сохраняет одну и ту же траекторию движения? Фактически мы ставим вопрос о том, как младенец определяет идентичность предмета. Создается впечатление, что существуют два возможных определения: «Предмет остается тем же, пока находится на одном месте» и «Предмет остается тем же, пока сохраняет ту жe траекторию движения».
продолжение прослеживания – предыдущая | следующая – определение идентичности
Психическое развитие младенца. Содержание.