тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения

Хороший подход к пониманию взаимосвязи культуры и поведения –  рассматривать следующую логическую последовательность:

 

Экология–>культура–>социализация–>личность–> поведение

 

Экология – это физическая среда (географя, климат) с  определенными ресурсами (плодородная земля, флора и фауна, животные для охоты, нефть, минералы и т. д.). Ресурсы способствуют возникновению определенных видов поведения (например, ловли рыбы), осуществление которых ведет к вознаграждению (программа подкрепления); такое поведение закрепляется, становится привычным и приобретает статус культурного феномена (обычая, традиции).

Эти факторы формируют определенное восприятие своей социальной среды и, как отмечено выше, образуют субъективную культуру. Субъективная культура включает в себя способы категоризирации и обозначение событий (при помощи языка), связи между категориями, нормами, ролями, типами Я-концепций и ценностями. Когда установки и нормы являются общими (разделяются всеми людьми), они становятся частью культуры. Когда они поддерживаются индивидом, они могут разделяться или отвергаться другими людьми. В этом случае они являются составной частью личности. Привычки, самоопределения, нормы, установки и убеждения связанны с поведением (Тriandis, 1972, 1980). Эти вопросы будут обсуждены позднее.

Например, экологические условия, в которых выживание зависит от охоты и ловли рыбы, отличны от условий, в которых выживание людей зависит от успешности ведения сельского хозяйства. Анализ деятельности, необходимой для выживания, помогает понять формирование культурных особенностей группы. В обществах, в которых люди занимаются охотой и ловлей рыбы, развивается способность энергично передвигаться, чтобы успешно преследовать свою жертву. В такой культуре формируются элементы, способствующие физической мобильности, самостоятельности и независимости. Поэтому в воспитании детей делается акцент на формировании этих качеств – родители дают им  больше свободы и побуждают к самостоятельности поведения.

В сельскохозяйственных культурах необходимо сотрудничество и кооперация между людьми. Например, многие фермеры, совместно ведут хозяйство, прокладывая ирригационные каналы и возводя различные хранилища. В результате  в процессе социализации в таких культурах делается акцент на взаимозависимости, ответственности и комформности.

Реалии окружающей среды задают условия  для развития конкретных культур, социализации и формирования моделей поведения. Например, в некоторых районах Африки обнаружилось, что проживание в среде,  наводненной мухами Це-це (экология), оказало далеко идущие последствия (Whiting, 1964). Поскольку эти насекомые истребляли стада животных,  в таких условиях трудно было сохранять поголовье скота. А если нет скота, трудно кормить детей молоком. В результате матери вынуждены длительный период кормить детей грудью. Поскольку женщины не могут кормить грудью во время беременности, это ведет к долговременным запретам на половую жизнь – после рождения ребенка женщинам не позволяется жить интимной жизнью со своими мужьями в течение трех лет. Что делать в таких условиях мужьям? В этих условиях полигамия (многоженство) становится функциональной! В свою очередь, полигамия оборачивается тем, что дети спят в одной постели со своими матерями до периода взросления. У детей мужского пола возникает сильная привязанность к своей матери, они не обучаются в должной мере выполнению мужских ролей. Поэтому в подобных культурах вырабатываются жесткие церемонии посвящения – церемонии превращения «ребенка» во  «взрослого» мужчину.

Другими словами, из соответствующих экологических условий  (мухи Це-це) можно проследить развитие ряда культурных атрибутов – долгие запреты на сексуальные отношения, полигамия, обычай совместного сна детей вместе с матерью, близкие взаимоотношения матерей с сыновьями, церемонии посвящения и более отчужденные отношения во взрослом периоде.

Ряд исследователей (например, Berry, 1979) пришли к заключению, что даже изменение генофонда  может быть связанно с экологическими параметрами. Не исключено, что в сообществах аграрного типа индивидам, проявляющим чрезмерную независимость, запрещалось иметь потомство – их либо изгоняли из общины, либо предавали смерти. В охотничьих сообществах трудно адаптируемые в социальном плане индивиды так же являлись нарушителями общественного порядка и также не допускались к продолжению рода. В обоих случаях можно предположить, что происходят изменения генофонда, делая его более соответствующим экологии и повышая тем самым вероятность адаптации к конкретной экологической среде.

Бойд и Ричерсон (Boyd, Richerson, 1985) провели тщательный анализ механизмов биологической и культурной эволюции. Основная идея заключалась в том, что случайные изменения происходят и в генах, и в культурных моделях, поэтому процесс естественного отбора приводит к различным генным моделям, тогда как селективное сохранение культурных элементов приводит к образованию новых культур.

Экология не является единственным фактором, формирующим культуру; история также является значимым фактором. Представим себе, что война изменяет представление людей  о самих  себе. Например, японцы изменили представление о себе после Второй мировой войны. Хотя можно возразить, что они нисколько не изменились, но несомненно из военных агрессоров превратились в экономических конкурентов. Таким образом, исторические события могут влиять на формирование культуры, так же как и экология. Короче говоря, экология и история придают культуре определенную форму, включая способы воспитания подрастающего поколения.

элементы культуры – предыдущая  |  следующая – социализация

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление