Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при СПИДофобии
Описание случая: «Я долгое время сижу на бомбе с часовым механизмом».
Дрожащий и испуганный, с выражением внутреннего напряжения ко мне на консультацию пришел 36-летний руководитель отдела. Он сразу же начал говорить о своей проблеме, которую никогда ни с кем не обсуждал. За несколько месяцев до нашей встречи господин S., впервые в своей жизни побывал в борделе и вступил в интимную связь с одной проституткой. Несмотря на ВИЧ-отрицательные анализы и давности произошедшего, его не оставляет страх, что он может быть инфицирован СПИДом. Перенесенную гриппоподобную инфекцию с высокой температурой он принял за проявление сниженной иммунной защиты и следствие своей неверности. Вокруг посещения борделя был также целый ряд и других событий. На службе пациент достаточно длительное время не мог оградить себя от несправедливости своего шефа; одновременно, он должен был, тем не менее, представлять его интересы среди подчиненных; строительство дома, которое за два года полностью вымотало его и его жену, отодвинуло нежность, сексуальную активность и другие интересы на задний план. Финансовая нестабильность (затраты в связи со строительством) была еще одним угрожающим фактором, особенно на фоне его служебных проблем. Все эти трудности пациент пытался компенсировать уходом от профессиональных и семейных перипетий. Речь идет о СПИДофобии с нарастанием реакции горя, на базе депрессивной структуры невроза. Центральную роль сыграли актуальные способности: верность, контакты, бережливость и деятельность. Видимо, в предыдущих попытках лечения, не обращали внимания на эти взаимосвязи и ограничились лишь отдельными соматическими симптомами
Это привело к хронизации симптоматики. Пациент, который производил впечатление человека с постоянно подавленным настроением, и в то же время достигшего предельного напряжения, рассказал:
У меня всегда был страх, а я не знал перед чем. Это чувство возникает совершенно неожиданно, и я впадаю в депрессию. Я боюсь будущего, боюсь жизни. Мне кажется, счастье — это не для меня! Для самоубийства мне не достает смелости. Может быть, это страх перед смертью. «Одурачиваемый надеждой, человек танцует в руки смерти», — сказал Шопенгауэр, и я полностью согласен с ним.
В противоположность притче «Спасительная темнота» страх заболеть СПИДом бросил яркий свет на профессиональные и семейные проблемы. Мое замечание о том, что сигналы его расстройств могли бы заставить его пересмотреть нормы «общества», и вместе с тем надеяться на помощь, подготовило его к рассмотрению своей фобии в более широких взаимосвязях (четыре сферы переработки конфликтов). В процессе пятиступенчатой терапии пациент научился, привлекая свое внимание к конфликтным сферам: деятельность/ профессия и контакты /партнерство, находить более широкий подход к реальности. После рассмотрения актуальной ситуации он сумел найти доступ к сопутствующему базовому конфликту (отношения мать — сын), при проработке которого мы ориентируемся на измерение способности к любви (Peseschkian, 1980, S.106-117). Так как эта эдипова конфликтная ситуация основывалась на актуальных способностях Справедливость (см. ч.II, гл.1), Единство (см. ч.II, гл.39) и Любовь, мы рассматривали способность любить и конкретно вести себя так, чтобы быть любимым.
Актуальная способность «Любовь»
Определение и развитие: способность к позитивным эмоциональным отношениям, которая может быть направлена на ряд объектов в различной степени выраженности. Любовь не определяет единого поведения: человек обладает способностью любить другого и способностью вести себя так, чтобы быть любимым. Общая рекомендация «больше любите ребенка» помогает очень мало, если при этом отсутствует указание в какой сфере есть недостаток любви, какой вид эмоциональных отношений особо ценен. Важнейшие формы проявления любви в воспитании — это пример, терпение и время.
Как спрашивают о любви? Принимаете ли Вы себя (свое собственное тело)? Кто из Вас более склонен к принятию партнера? Хотели бы Вы только сами обладать Вашим партнером? Чувствуете ли Вы себя тревожно или стесненно в коллективе? Что движет Вами, когда Вы делаете добро другому? Были ли Вы любимы родителями в детстве и юношестве? Щедро или скупо проявлялись в Вашем доме ласки, нежность или любовь?
Синонимы и расстройства: находить себя, зависеть от кого-либо, симпатизировать кому-либо, нравиться, хорошо относиться, обожать. — Страх перед любовью или страх лишиться любви, неуверенность, недоверие, ревность, чрезмерные ожидания, завышенные требования, капризы, сексуальные расстройства, узкий круг общения, эмоциональная тупость.
Особенности поведения: если Вы любите партнера, ведете ли Вы себя так, чтобы быть любимым? Если Вы себя ведете так, чтобы быть любимым, можете ли Вы дарить любовь и нежность? Какие актуальные способности, являются для Вас критерием принятия и любви партнера?
Проведенная терапия способствовала установлению адекватной реакции на горе и обусловила постепенное избавление от нарушений. Пациент теперь был в состоянии бороться со своим страхом перед смертью и заняться вопросами мировоззрения и жизненной философии. Лечение было закончено после 15 сеансов.
СПИДофобия – предыдущая | следующая – Опросник к СПИДофобии