Стадии эмоционального развития первого года жизни

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом.  Запись на консультацию

Уровень полевой реактивности (до 1 месяца)

Содержательная характеристика

Здоровые дети

Дети с РДА

Пассивные формы психической адаптации. Аффективныепереживания на этом уровне не содержат еще положительной или отрицательной оценки. Общее ощущение комфорта или дискомфорта У здоровых детей этот уровень никогда не проявляется самостоятельно, а выступает лишь в виде фонового, обеспечивающего аффективную преднастройкук активному взаимодействию

индивидуума с окружающим миром

У детей с РДА наблюдаются выраженные проявления эмоционального дискомфорта:нарушения ритма сна и бодрствования; аффективная неустойчивость в виде немотивированных криков, то есть аффективная

преднастройка к дальнейшему активному

взаимодействию с внешним миром нарушена

Уровень аффективных стереотипов (1-3 месяца)

Обеспечивает общее равновесие с окружающей средой.Направлен на усиление стенических активных реакций на

основе выработки разнообразных способов аутостимуляции, предназначенных для

поддержания положительных

эмоций. На этом уровне про-

исходит углубление аффективного контакта со средой

Имеет важное значение в развитии первых приспособительных реакций ребенка к своему окружению и формированииактивной избирательной адаптации.

Проявляется в особой чувствительности к человеческой речи. В ответ на обращенную к младенцу речь он «гулит» – издает тихие короткие гласные звуки.

Младенец активно реагирует и на прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофонную пленку.

Проявляет реакции на общение, внимательно рассматривает взрослого после просыпания; реагирует комплексом

оживления на контакт с любым взрослым, еще не различает «своих» и «чужих»

Наблюдается дисфункция этого уровня. Ребенок демонстрирует значительно меньшее количество реакций на внешние стимулы, что приводит к отставанию в психическом развитии. Развивается склонность к раскачиванию, сосанию пальца и т. п.; наблюдается повышенная чувствительность к сенсорнымстимулам. Ребенок испытывает выраженный дискомфорт при перемене места, изменении

режима. Младенец в ответ на обращенную к нему речь реагирует слабо; не проявляет

отчетливой реакции на свой голос (плач, крик), записанный на магнитофон. Наблюдается одинаковая реакция на предмет и человеческое лицо. После просыпания могут наблюдаться аффективные реакции при виде

лица взрослого, что проявляется в крике, плаче

Уровень аффективной экспансии (3-6 месяцев)
Способствует формированиюактивной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания ребенка связаны не только с удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, но и с достижением желаемого В этот период активно развивается взаимодействие ребенка со взрослым, и прежде всего с матерью. Младенец активно реагирует на мать,выделяет ее среди других лиц Ребенок не выделяет мать среди других лиц, проявляет тревогу и страх при виде человеческого лица. Могут наблюдаться повышение мышечного тонуса, немотивированные крики,плач. Гуление разнообразно, но не выражает потребности ребенка

Уровень эмоционального контроля (с 6 месяцев)

Налаживание эмоциональноговзаимодействия с другими людьми. Формирование

контроля аффективных

проявлений в соответствии с

требованиями окружающих.

Аффективный контроль возникает на основе значимых сигналов для адаптации ребенка: лицо человека; его мимика, взгляд, голос, интонация, прикосновение, жест. Формируется самоощущение и самовосприятие, обусловленноеэмоциональными оценками других людей. Здоровые дети активно тянутся к матери, выражая свое удовольствие от

ее присутствия. Проявляют настороженность при появлении незнакомых лиц.

Значимые социальные сигналы (лицо человека, жесты, мимика, интонации и пр.) невоспринимаются ребенком или воспринимаются с трудом. Ребенок на эмоциональные

оценки реагирует слабо или не реагирует вовсе. Предпочитает общение с предметами,

а не с людьми. Проявляет раздражение, капризность при просьбе дать предмет,

поставить на место и пр. Контакт с ребенком затруднен.

 

 

Уровни эмоциональной регуляции у младенцев– предыдущая | следующая –Диагностика эмоционального развития

оглавление

консультация психолога детям, подросткам, взрослым