Познавательное развитие (продолжение)

Стадия III кончается тогда, когда младенец оказы­вается способным достать спрятанный под платком предмет. Тем не менее и этот находящийся на IV стадии раз­вития младенец, по-видимому, имеет довольно своеобразное представление о предметах. Он будет искать предмет, если тот спрятан под платком. Однако, если ему дать воз­можность несколько раз найти предмет под одним и тем же платком, а затем у него на глазах спрятать этот же предмет под другим платком и в другом месте, он будет продолжать искать его на прежнем месте, совершенно игнорируя действительное положение предмета. Это про­исходит даже в том случае, когда спрятанный предмет достаточно велик по размерам — младенец все же будет поднимать платок, который покрывал предмет перед этим (рис. 7.2). Подобная ошибка означает, что младенец на са­мом деле еще не понимает, что накрытый платком предмет находится под ним. Он, по-видимому, думает, что спрятан­ный предмет может быть найден на том же самом месте.Эта ошибка местоположения характерна для младенца, находящегося на IV стадии развития. Обычно она преодо­левается в возрасте от 10 до 12 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.2. Ошибка местоположения, характерная для стадии IV развития представления о предмете. Младенец думает, что спрятан­ный предмет всегда может быть найден на том же самом месте. Даже когда скрытый предмет довольно велик по размерам, младенец все-таки будет искать его там, где он был скрыт ранее.

Можно было бы думать, что к 10-месячному возрасту представление о предмете полностью сформировано. Од­нако с помощью некоторых приемов прятанья предметов дети этого возраста все еще могут быть введены в заблуж­дение. Предположим, что мы кладем на стол два платка, прячем под одним из них предмет, а затем меняем платки местами, как это показано на рис. 7.ЗА. Ребенок, находя­щийся на V стадии развития, поднимет платок в том месте, где первоначально располагался предмет, не обращая вни­мания на тот платок, под которым предмет действительно находится. По-видимому, и в этом случае дети уверены, что предмет будет найден там, где он был спрятан. Перемещения невидимого предмета во внимание не принимаются, даже если они осуществляются на глазах у ребенка. Рис. 7.3Б иллюстрирует подобную ошибку при выполнении сходной задачи. Со временем дети начинают успешно ре­шать и эти задачи, что происходит, как правило, в возрас­те около 18 месяцев. Для удобства будущих ссылок дан­ные о перечисленных стадиях развития суммированы в табл. 7.1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.3. Ошибка переключения, характерная для стадии V.

(А) Младенец еще не может справиться с невидимыми перемещениями передмета.

(Б) Младенец также не способен заметить, что если предмет не ле­жит в руке экспериментатора, он обязательно находится под плат­ком.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.1 Стадии развития