/     /  
Способности обучаться

Способности обучаться

Мы могли бы также говорить о познании «биологическом», практическом, которое реагирует ориентировочным рефлексом на ситу­ацию медленной реакцией: подсознательной деятельностью, но при этом (опять-таки подсознательно) оценивает эту ситуацию. Этот тип по­знания более старый по своему развитию (биологическое, «практиче­ское») в то время как познание сознательное (мыслительное, «теорети­ческое») по своему развитию, бесспорно, является более молодым. Этот факт хорошо понятен на реакциях шофера: его, как мы говорим, «ин­стинктивная» реакция в сущности является оценкой ситуации, оценива­ющим познанием, сопровождающимся немедленной деятельностью. И только потом, дополнительно он осознает и анализирует ее. Орга­низм «оценивает» в связи с требованиями самосохранения и развития раздражители среды гораздо раньше, чем познает их, адаптируется к ним, урегулирует, научится.

Сложному процессу мышления, который во многих случаях мог быть медлительным, предшествует, например, защитный рефлекс в ка­честве достаточной реакции на среду. Но он имеет различную степень сложности и зависимости от степени развития организма. Там, где име­ется возбудимость, имеется и чувствительность, как зачаток сознания. Чем выше в шкале развития организмов стоит данный конкретный орга­низм, тем больше актуализируется и потенциальное сознание, тем боль­ше превращается биологическое познание, «оценивающее» только рефлекторно, в неоценивающее, сознательное познание.

От рефлексов к инстинктам и влечениям, к способности обучения репродукции и аперцепции, а оттуда – к тем сложным психическим со­стояниям, которые мы называем памятью, вниманием, эмоцией, мыш­лением, мотивировкой и т. д. дифференцируются только первоначаль­ные, примитивные реакции самосохранения и развития. От биологиче­ских потребностей в процессе деятельности путь развития ведет к по­требностям, интересам и ценностям культурно общественным.

И еще на другом понятии мы можем иллюстративно представить себе всю сложность сознания – на понятии «субъект».

Можно отличить субъект эмпирический, реальный (изменчи­вый, актуальный) от субъекта потенциального, предельного (что означает пределы наших способностей). В каждом моменте нашего раз­вития ситуация является такой, что наши унаследованные диспо­зиции (субъект предельный, возможный, потенциальный) раз­виваются или угнетаются в определенных условиях общественного раз­вития под влиянием экономических, культурных, воспитательных фак­торов. Так например, ребенок, не имевший возможности учиться, несмо­тря на отличные врожденные задатки, не мог их развить, хотя пределы его возможностей были далеко не использованы.

Субъект предельный, возможный, потенциальный является относи­тельным пределом наших возможностей. Олигофрен имеет совершенно другие, более ограниченные возможности, чем нормальный человек. Однако и среди отдельных наших способностей имеются различия в воз­можностях, как это наглядно представлено на рис. 4. На графическом из­ображении видно, что поле между возможностями отдельных задатков и достигнутой действительностью является символическим выражением различий между субъектом реальным и потенциальным, между тем, чего мы достигли в данном моменте нашего развития и нашими возможно­стями, которые мы можем реализовать при благоприятных условиях.

Необходимо также одновременно видеть диалектическую связь ме­жду сознанием индивидуальным и сознанием общественным. Мы пере­нимаем опыт прошедших веков и поколений, которые оказывают вли­яние на индивидуальный опыт. И, наоборот, индивидуальный опыт и деятельность может корригировать и двигать вперед опыт поколений.

Следовательно, творческое познание и творческий труд вместе с ре­чью, которая является конденсатором прошлого индивидуального опы­та и опыта поколений, очень существенно отличает человека от живот­ного вместе со всей историей человечества. Животные истории не име­ют.

Границы наших задатков

Процесс развития – предыдущая | следующая – Нервная система

Психология в медицине. Содержание



Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)