Имеем ли мы право теперь сделать вывод, что появление улыбки целиком зависит от созревания? Ответ должен быть отрицательным. Наблюдения показали, что различия окружения недоношенных, нормальных и переношенных детей не влияют на фактический возраст, в котором появляется улыбка. Возможно, что внешнее окружение имеет решающее значение, но его влияние начинает сказываться только после достижения фактического возраста 44 недель. Результаты исследования могли бы означать, что должен быть достигнут определенный уровень зрелости, прежде чем события окружающей среды могут оказать какое-то влияние на младенца. Для того чтобы действительно показать отсутствие решающего значения окружающей среды для развития, требуются дальнейшие исследования.
Для определения степени влияния окружающей среды на формирование поведения исследователи воспользовались также межкультурными различиями в способах воспитания младенцев. Дело в том, что в разных культурах младенцы воспитываются по-разному. Если эти различия не оказывают влияния на развитие той или иной формы поведения, то можно считать, что поведение есть результат созревания, а не воздействия внешней среды. Классическим примером исследовании подобного рода может служить работа Денниса (1940) по изучению развития навыков ходьбы у индейцев культуры Хопи. Некоторые группы индейцев Хопи по традиции до сих пор продолжают привязывать младенцев в первые месяцы их жизни к доске (рис. 6.2). Привязанный таким образом младенец не может ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Его не освобождают даже для кормления, отвязывая только раз или два в день, чтобы поменять пеленки. Таких малышей сравнивали потом с теми детьми Хопи, чьи родители под влиянием европейской культуры старались ничем не ограничивать движений младенца. В результате, как это ни удивительно, не было обнаружено никакой разницы в развитии. Дети той и другой группы начали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев. Кажущиеся суровыми методы традиционного воспитания никак не задержали развития детей по сравнению с другими, кому была предоставлена свобода. Это открытие могло бы говорить в пользу предположения о первичности созревания перед приобретением опыта в развитии поведения.
Рис. 6.2. Привязанный к доске младенец Хопи.
Одно из возражений против подобных экспериментов состоит в следующем. Несмотря на довольно большое число исследованных младенцев, индивидуального контроля над скоростью созревания не велось. В каждой, популяции младенцев возраст, в котором появляется та или иная форма поведения, различен. Некоторые дети просто развиваются быстрее, чем другие. Всякий раз, когда мы сравниваем одну группу с другой, необходимо учитывать, что одна из них может содержать больше быстро развивающихся младенцев, чем другая. Существуют различные способы предупредить подобную ошибку, простейший из которых заключается в исследовании возможно большего числа детей. Самым же эффективным способом является выбор для наблюдении пар генетически тождественных младенцев, чтобы генетически запрограммированная скорость развития была бы одинаковой. Этому требованию отмечают однояйцевые близнецы. Считается, следовательно, что различия между ними являются только результатом различного воздействия внешней среды. Аналогичным образом, если различия окружения не приводят к различиям поведения однояйцевых близнецов, то соответствующие формы поведения предположительно детерминированы генетически или степенью их зрелости.
На основе этой несколько сомнительной логической схемы было проведено довольно много исследований. Одним из самых интересных, разумеется с практической точки зрения, был опыт по приучению ребенка проситься на горшок, проведенный Макгроу (1940). Одного близнеца стали довольно рано приучать к горшку. Когда это мероприятие увенчалось успехом, начали приучать второго близнеца. Он столь же быстро привык проситься на горшок, как и первый ребенок (см. рис. 6.3). Другими словами, за 23 месяца тренировки был достигнут такой же результат, какой бывает и без нее,— удивительный факт, резко противоречащий всему тому, что обычно говорят на эту тему.
Рис. 6.3. Процент просьб на горшок от общего числа случаев для тренировавшегося и нетренированного близнеца (Из: М. В. МсGraw, «Neural maturation as exemplified in achievement of bladder control», J. of Paediatrics, 16: 580—590, 1940).
моторное поведение – предыдущая | следующая – навыки
Психическое развитие младенца. Содержание.