/     /  
Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения (продолжение)

Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения (продолжение)

Еще один аспект взаимосвязи культуры и поведения проявляется в том, что культуры, в которых существует более суровая практика социализации, имеют и более суровых богов (Lambert, Тriandis, Wolf,  1959). Это означает, что мы обнаруживаем в одних и тех же культурах одновременно либо очень мягких, демократичных родителей и богов, либо очень жестких, «карающих» родителей и богов. Когда мы стремимся предсказать индивидуальное поведение, необходимо рассматривать влияние целого ряда факторов - от экологии, социальной организации сообщества до семьи и личности (Georgas, 1989). Кроме этого, нам необходимо рассмотреть окружающую обстановку, в которой осуществляется поведение (Barker, 1968). В конкретной обстановке люди ведут себя вполне определенным образом: например, в храме молятся, на светских приемах и вечеринках танцуют, в банке вкладывают деньги, в библиотеке читают книги. Окружающая обстановка - это один из самых сильных предсказателей поведения. Однако культуры условиям взаимодействия придают разную форму в зависимости от экологии, социальной организации сообщества, структуры семьи. Например, в странах с индивидуалистическим типом культуры, таких как Соединенные Штаты, люди будут разрешать конфликты, скорее всего, при помощи легальных средств. И в этой стране имеется гораздо больше юристов, судов, адвокатских контор (соответствующая обстановка) и документальных юридических архивов, чем в коллективистических культурах (например, в странах Дальнего ВостокА), где конфликты разрешаются неформально с использованием посредников и других специалистов. Чтобы получить представление о значении окружающей обстановки  и  ее влиянии на поведение человека, рассмотрим рисунок 1.3, заимствованный из работы Адамопулоса, Смита, Шиллинга и Стогианиди (Adamopoulos, Smith, Shilling, Stogiannidou - в печати). Они обнаружили, что ситуационные условия  в Соединенных Штатах и Греции воспринимаются сравнительно одинаково. Чтобы показать субъективно воспринимаемые аналогии и различия этих ситуаций, были введены четыре переменные. Оставляя в стороне описание особенностей этих переменных, рассмотрим только две, наиболее значимые переменные.  

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс рис.1-3 со стр. 27 и перевод обозначений:

1-                      уютная гостиная

2-                      парикмахерская

3-                      кофейная лавка

4-                      ресторан

5-                      кафетерий

6-                      приемная врача

7-                      комната ожидания

8-                      банк

9-                      коктейль- холл

10-                  больница

11-                  комната отдыха

12-                  книжный магазин

13-                  ПЕРЕМЕННАЯ I

14-                  мансарда

15-                  церковь

16-                  библиотека

17-                  торговый центр

18-                  ТВ-студия

19-                  избирательный участок

20-                  большой особняк, дворец

21-                  фабрика, завод

22-                  классная комната

23-                  кинозал

24-                  вечеринка, прием гостей, вечер

25-                  автобус

26-                  автомобильная стоянка

27-                  пешеходная дорожка, тротуар

28-                  парк

29-                  плавательный бассейн

30-                  футбольный стадион

31-                  гимнастический зал

32-                  ПЕРЕМЕННАЯ II

33-                  Рис.1.3 Расположение различных условий (поведенческих ситуаций) вдоль осей наиболее значимых переменных, которые используют люди для их выделения. Поведенческие условия, которые воспринимаются как одинаковые, располагаются близко друг к другу; «больница» или «коктейль-холл» - это совершенно разные условия (Адамопулос и другие - в печати; перепечатано с разрешения).

--------------------------------------

  Переменная I разграничивает условия, в которых большая изменчивость поведения неприемлема (например, прием у доктора, библиотека) от условий, в которых человек достаточно свободен в проявлении своего поведения (вечеринка, коктейль-холл). Ситуации, располагающиеся на левой части рисунка 1.3, позволяют людям больше свободы во взаимодействиях, чем условия, расположенные в правой части рисунка. Переменная II разграничивает условия, допускающие больше разговорчивости и болтовни (уютная гостиная), от условий, которые эту разговорчивость ограничивают (гимнастический зал).

социализация - предыдущая  |  следующая - культурные условия

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)