Еще один аспект взаимосвязи культуры и поведения проявляется в том, что культуры, в которых существует более суровая практика социализации, имеют и более суровых богов (Lambert, Тriandis, Wolf, 1959). Это означает, что мы обнаруживаем в одних и тех же культурах одновременно либо очень мягких, демократичных родителей и богов, либо очень жестких, «карающих» родителей и богов. Когда мы стремимся предсказать индивидуальное поведение, необходимо рассматривать влияние целого ряда факторов – от экологии, социальной организации сообщества до семьи и личности (Georgas, 1989). Кроме этого, нам необходимо рассмотреть окружающую обстановку, в которой осуществляется поведение (Barker, 1968). В конкретной обстановке люди ведут себя вполне определенным образом: например, в храме молятся, на светских приемах и вечеринках танцуют, в банке вкладывают деньги, в библиотеке читают книги. Окружающая обстановка – это один из самых сильных предсказателей поведения. Однако культуры условиям взаимодействия придают разную форму в зависимости от экологии, социальной организации сообщества, структуры семьи. Например, в странах с индивидуалистическим типом культуры, таких как Соединенные Штаты, люди будут разрешать конфликты, скорее всего, при помощи легальных средств. И в этой стране имеется гораздо больше юристов, судов, адвокатских контор (соответствующая обстановка) и документальных юридических архивов, чем в коллективистических культурах (например, в странах Дальнего ВостокА), где конфликты разрешаются неформально с использованием посредников и других специалистов.
Чтобы получить представление о значении окружающей обстановки и ее влиянии на поведение человека, рассмотрим рисунок 1.3, заимствованный из работы Адамопулоса, Смита, Шиллинга и Стогианиди (Adamopoulos, Smith, Shilling, Stogiannidou – в печати). Они обнаружили, что ситуационные условия в Соединенных Штатах и Греции воспринимаются сравнительно одинаково.
Чтобы показать субъективно воспринимаемые аналогии и различия этих ситуаций, были введены четыре переменные. Оставляя в стороне описание особенностей этих переменных, рассмотрим только две, наиболее значимые переменные.
——————————————————————————————————–
Далее ксерокс рис.1-3 со стр. 27 и перевод обозначений:
1- уютная гостиная
2- парикмахерская
3- кофейная лавка
4- ресторан
5- кафетерий
6- приемная врача
7- комната ожидания
8- банк
9- коктейль- холл
10- больница
11- комната отдыха
12- книжный магазин
13- ПЕРЕМЕННАЯ I
14- мансарда
15- церковь
16- библиотека
17- торговый центр
18- ТВ-студия
19- избирательный участок
20- большой особняк, дворец
21- фабрика, завод
22- классная комната
23- кинозал
24- вечеринка, прием гостей, вечер
25- автобус
26- автомобильная стоянка
27- пешеходная дорожка, тротуар
28- парк
29- плавательный бассейн
30- футбольный стадион
31- гимнастический зал
32- ПЕРЕМЕННАЯ II
33- Рис.1.3 Расположение различных условий (поведенческих ситуаций) вдоль осей наиболее значимых переменных, которые используют люди для их выделения. Поведенческие условия, которые воспринимаются как одинаковые, располагаются близко друг к другу; «больница» или «коктейль-холл» – это совершенно разные условия (Адамопулос и другие – в печати; перепечатано с разрешения).
————————————–
Переменная I разграничивает условия, в которых большая изменчивость поведения неприемлема (например, прием у доктора, библиотека) от условий, в которых человек достаточно свободен в проявлении своего поведения (вечеринка, коктейль-холл). Ситуации, располагающиеся на левой части рисунка 1.3, позволяют людям больше свободы во взаимодействиях, чем условия, расположенные в правой части рисунка.
Переменная II разграничивает условия, допускающие больше разговорчивости и болтовни (уютная гостиная), от условий, которые эту разговорчивость ограничивают (гимнастический зал).
социализация – предыдущая | следующая – культурные условия
Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление