Похожие результаты были получены в работе Браун (1973). Группе детей, ошибавшихся при выполнении стандартного теста на постоянство предмета, показывали привлекательный предмет, который затем закрывался экраном (см. рис. 7.15). Было отчетливо видно, что экран находится между младенцем и предметом, а не на том же самом месте, что и предмет. Все дети без исключения были способны отодвинуть экран, чтобы достать предмет. В следующем же стандартном опыте никто из них даже не пытался убрать чашку, закрывавшую предмет. И в этом случае главной оказывается природа перехода «с глаз долой», а не просто факт отсутствия предмета в поле зрения.
Рис. 7.15. В данном случае для закрывания предмета был использован экран, а не платок, как в стандартном тесте на сохранение постоянства предмета.
Эти исследования, как представляется, устраняют явное противоречие в данных относительно движений глаз и движений рук. Одни и те же знания ребенка объясняют успешность выполнения задания в одной ситуации и ошибочность в другой. Значение этого вывода состоит в том, что младенец не может добиться успеха в выполнении стандартного теста на постоянство предмета до тех пор, пока он не поймет смысла отношения «внутри». Ему требуется переформулировать правило «два предмета не могут находиться в одном и том же месте одновременно» в более развернутое — «два предмета не могут одновременно находиться в одном и том же месте, если один из них не расположен внутри другого».
В соответствии с этой гипотезой развитие после пяти месяцев представляет собой становление понимания отношения «внутри». Основные ориентиры этого процесса уже были охарактеризованы выше. Возникает вопрос: добьемся ли мы чего-нибудь, сделав основной акцент на понимании отношения «внутри»? По моему мнению, на этот вопрос можно дать положительный ответ, хотя доказательства выдвинутого тезиса далеко не систематичны. В конце стадии III, прежде чем младенец начнет убирать закрывающие предмет платки или чашки, он часто будет приподнимать предмет вместе с покрытием. Если нам повезет, то мы сможем увидеть его реакцию в том случае, когда предмет выпадет из платка. Эта реакция представляет собой состояние крайнего удивления, сопровождающееся длительной ориентировочной реакцией на сам предмет и на платок, находящийся у него в руке. Такое состояние может длиться в течение многих секунд, прежде чем младенец поднимет выпавший предмет (см. рис. 7.16).
Рис. 7. 16. Подхватив предмет вместе с платком, младенец кажется приятно удивленным, когда из платка выпадает предмет. В течение некоторого времени после этого младенец не делает попыток взять его.
Интерпретация этого наблюдения состоит в том, что ребенок воспринимает предмет вместе с платком в качестве нового объекта. Когда предмет с платком превращается в предмет и платок, ребенок бывает удивлен. Этот результат вряд ли покажется неожиданным, если учесть уровень развития концептуальных представлений младенца о ситуации. Аналогичную ситуацию можно создать более легким способом, накрыв игрушку чашкой, которая сама по себе представляет интерес для младенца. Он будет брать или только чашку, или только игрушку и играть с каждым из предметов. Однако если чашка накрывала игрушку, а затем была приподнята, то сам вид игрушки настолько удивляет младенца, что в течение продолжительного времени он ни с чем не может играть.
Конечно, постепенно младенец достигает такой стадии развития, когда он будет привычно убирать чашку или платок, закрывающие интересующую его игрушку. Однако это еще не означает, что он обязательно понимает смысл отношения «внутри». Гораздо более вероятно, что им усвоено некоторое правило по типу установления связи между стимулами и предметами: «Когда один предмет замещает другой, приподними этот заместивший предмет — и обнаружишь искомый». В этом правиле нет установления причинной связи — понимание смысла отношения «внутри» отсутствует. В действительности это правило слишком ограничено для описания поведения младенца, находящегося на IV стадии развития. Младенцы этого возраста могут найти спрятанный у них на виду предмет. Однако, если им позволят найти предмет в определенном месте, они снова будут искать его в том же месте даже после того, как его спрячут у них на глазах где-либо еще.
движения рук – предыдущая | следующая – ошибки местоположения
Психическое развитие младенца. Содержание.