Предисловие (сфера личности)

Шпрангер представлен своей типологией личностей. В ее основу он кладет типы человеческих «ценностей». В соответствии со своей иде­алистической установкой Шпрангер абсолютизирует эти ценности, рассмат­ривая, их как выражения человеческой природы. Антиисторизм Шпрангера проявляется в том, что он рассматривает свои типы как вечные, не завися­щие от конкретно-социальных условий жизни и деятельности людей. Вместе с тем, при соответствующей методологической коррекции взглядов Шпран­гера, его концепцию можно оценить как одну из ярких попыток описания личности со стороны «вершинного»  (Л. С. Выготский)  в человеке.

Второй раздел сборника  посвящен  вопросу  динамики и  организации личности. В работах этого раздела содержится анализ жизни личности со стороны движущих сил ее поведения, ее эмоционально-волевой сферы, ее конфликтов, целевых и смысловых образований, ее самосознания.

Подбирая статьи этого раздела, мы пытались отразить различные точки зрения на широкий круг указанных вопросов, которые разрабатывались в различных школах и в различные периоды развития психологии. Поэтому данный раздел невозможно было построить по единому жесткому плану, соблюдая какой-то один принцип отбора и классификации статей.

Здесь, как и в первом разделе, представлены позиции советских психологов, (см. статьи Леонтьева, Рубинштейна, Узнадзе) и зарубежных авторов, классические и современные подходы, оригинальные и обзорные статьи. Содержание данного раздела не может также претендовать на полноту; помещенные  в нем тексты  —  это  скорее  образцы  разработки  проблем, относящихся к различным аспектам динамики, организации и «внутренней картины» личности.

Прокомментируем более подробно статьи второго раздела в порядке их следования.

Раздал открывается (по хронологическим соображениям) главой из учебника У. Джемса. Здесь мы находим одну из первых попыток дать систематическую картину личности. Анализ личности проводится У. Джем­сом целиком в рамках психологии сознания; личность для него — это только то, что человек переживает как Я или как «свое». Вместе с тем У. Джемсом намечается ряд важных тем, получивших впоследствии разработ­ку в других теоретических школах. Среди них можно назвать уровень притязаний, иерархию мотивов («забот» о физическом, социальном и духов­ном Я), образ самого себя, самооценка и т. д.

В работе А. Н. Леонтьева углубленно анализируются потребностно-мотивационная и эмоциональная сферы личности с позиций общепсихо­логической теории, деятельности. Рассматриваются виды и функции мотивов, их отношение к сознанию, их иерархии и значение для формирования и  развития  личности. Вступая в спор с гедонистическими концепциями человека, согласно которым истинным мотивом поведения является в конечном счете стремление к удовольствию, А. Н. Леонтьев противопостав­ляет им концепцию личности, достигающей действительного счастья лишь на пути постановки и реализации высоких жизненных целей, таких, которые «сливают ее жизнь с жизнью людей, их благом».

В работе другого советского психолога — Д. Н. Узнадзе — дается сопоставление понятий мотива, потребности и установки. С позиции психологии установки проводится анализ волевых актов личности.

Большой вклад в разработку динамических аспектов личности внесли исследования школы К. Левина. В этой школе были разработаны остроум­ные методики исследования мотивационных и смысловых образований личности, многие из которых стали классическими. Включенный в хре­стоматию отрывок из статьи К. Левина и его сотрудников — пример такого исследования. Наряду с другой статьей К. Левина, посвященной типам конфликта, он дает представление о понятийном аппарате, использовавшемся в этой школе для описания структуры и динамики личности. Теоре­тические представления, созданные в школе К. Левина, оказались пригод­ными для анализа поведения личности во многих важных жизненных ситуациях. Вместе с тем левиновские модели имели явно выраженный физикалистский характер, в силу чего анализ аффективно-мотивационной сферы личности был ограничен формально-динамическими аспектами. В нем отсутствует сколько-нибудь серьезный учет социальных источников моти­вации и конфликтов (см. содержательное рассмотрение последних со стороны их социальной детерминации в статье К. Хорни). Наконец, следует заметить, что К. Левин остается в рамках гомеостатической модели поведения, согласно которой ведущим мотивом является стремление к редукции напряжения.

формирование личности – предыдущая |следующая – психология сознания

Оглавление. Психология личности. Тексты.

Эффективная консультация психолога в Москве.