/     /  
Рейковский. Последняя

Рейковский. Последняя

Известно, что как у людей, так и у животных раздра­жители, которые отличаются от актуально действующих, оказывают положительное мотивавдюнное влияние. Установлено, что для получения награды в виде новых раз­дражений животные готовит не только затратить опреде­ленные усилия, но даже перенести некоторую боль; так, Например, В экспериментах Батлера обезьяна выполняла ДОВОЛЬНО большую работу, многократно открывая окош-ко и экспериментальной установка (что требовало пре-одолення сопротивления пружины), хотя единственной наградой была возможность увидеть то, что аа пим про­исходит,— например движущуюся игрушечную железную дорогу или кинокадры о жизни обезьян. Следует доба­вить, что эти реакции вызываются не страхом, как пред­полагали некоторые исследователи; напротив — страх их подавляет (Hunt, 1962). вызывает увеличение            вызывает уменьшение расхождения                          расхождения Рис.  10. Расхождение,   уровень    активации   и  знак эмоции Эти и другие факты свидетельствуют о том, что для возникновения положительной эмоции необходима опре­деленная степень расхождения между установками и сигналами, то есть некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т. п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, он оценива­ется как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется неприятным, опасным, раздражающим и т. п. Данная зависимость представлена Хантом в виде графика (рис. 10). Множество данных свидетельствует о том, что при­влекательность раздражителя зависит от его новизны, сложности и вызываемой им неуверенности. Кривая, опи­сывающая эту зависимость, имеет форму перевернутой буквы U (см. Berlyne, 1967, с. 57—63). Берлайн, в част­ности, обращает внимание на гипотезу французско-не­мецкой школы в эстетике, согласно которой человек может принимать информацию со скоростью 16 битов в 1 сек при способности кратковременного сохранения около 60 битов. Произведения искусства, которые создают поток информации, примерно равный этой величине, вызывают эстетическое удовлетворение. Превышение этой величины приводит к тому, что произведение искусства кажется слишком сложным; когда же количество информации не достигает этой величины, создается впечатление баналь­ности. Данная гипотеза заслуживает внимания, хотя до сих пор она еще не была подвергнута проверке (там же, с. 92). Понятно, что информация, которую несет сигнал, за­висит от того, что предварительно было закодировано у получающего ее субъекта, иначе говоря, от особенностей его установок. От чего зависят установки? Их определяют постоян­ные и временные факторы. Постоянным фактором явля­ется опыт, относящийся к поступающим сигналам '. Когда у человека пет соответствующего опыта, отсутствуют какие бы то пи было установки, поэтому сигнал как печто незнакомое, странное, непонятное может вызывать отри­цательную реакцию (неприязнь). По мере повторения сигнала и образования установок он начинает казаться все более привлекательным. Однако, достигнув определен­ного момента, он начинает терять эту привлекательность "(становится скучным). Это происходит тогда, когда уста-попки достигают такого развития, что больше не возни­кает несоответствия между тем, что ожидается, и тем, что происходит реально. Временные факторы, детерминирующие установки,— это раздражения, поступающие от «фона». Каждое собы­тие выступает в контексте как минувших событий, так I Других актуальных событий, с которыми оно взаимо­действует. Эти раздражители настоящего и предшество­вавшего фона определяют специфические особенности установок субъекта, а тем самым и его отношение к по­ступающим сигналам. Поэтому один и тот же предмет в различных условиях может вызывать совершенно различ­им.* ймоциональные реакции2. Эмоциона,.....roe значение сигнала зависит не только от установок, и" также и от происходивших ранее процёс- со......уг шплиаппия. Когда равдражитель с отрицатель^йм сигнальным   виачо].....м   отвечает   важным   установкам, возникает конфликт, Хаит   указывает,  что  объяснение   генеза  установок  можно Вайтв в работах Пиаже (Hunt, 1963). Ряд   примеров   данной   зависимости   приводит   Витвицкиа (Witwicki, 1963, гл. V). Еще одна проблема возникает в связи с тем, что у че­ловека вырабатываются установки на предстоящие отри­цательные события. Данный случай имеет парадоксаль­ные последствия: избегание отрицательного события должно быть неприятным, поскольку получаемая инфор­мация не соответствует установкам. (Разумеется, избега­ние отрицательного события является вместе с тем и приятным, поскольку оно означает устранение помех для реализации других установок.) Такая парадоксальная эмоциональная реакция действительно встречается в жиз­ни. Мы, правда, редко ее замечаем, так как положитель­ная эмоция, возникающая в результате избегания непри­ятного события, подавляет отрицательную эмоцию, выз­ванную несовпадением ожидаемого и реального. Следует, однако, напомнить, что человек иногда даже ищет неприятных переживаний. Ему нравится, когда его пугают, когда демонстрируют вызывающие отвращение вещи, когда изображают страдание, боль и другие отри­цательные переживания. Такого рода стимуляция, обле­ченная в художественную форму, действует, по-видимо­му, согласно принципу оптимума расхождения между действительной ситуацией индивида, его возможностями, здоровьем, чувством безопасности и ситуацией, изобража­емой средствами искусства.

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)