Предисловие
В настоящее время внимание многих психологов, физиологов и педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Тайна происходящего на протяжении детства превращения беспомощного, лишенного сознания новорожденного в разумную, осмысленно действующую личность волновала умы многих поколений ученых. Фундаментальное значение, неоднократно отмечавшееся классиками марксизма, имело, например, обсуждение проблемы природных и общественных предпосылок развития человека представителями классической немодной философии и французского материализма XVIII века. Однако исключительная сложность изучения психики детей раннего возраста обусловила тот факт, что вплоть до начала нашего века психологические воззрения на этот период развития мало чем отличались от обыденных житейских представлений. Чтобы перейти от общих умозрительных рассуждений к построению системы достоверных научных знаний о развитии ребенка, необходимо было предпринять конкретные исследования, которые позволили бы объективно проверить выдвигаемые гипотезы, выявить условия и внутренние закономерности генезиса детской психики, а также дали бы основание для создания новых концептуальных моделей, более адекватно отражающих особенности изучаемого процесса.
Существенный вклад в решение этой задачи внесли советские ученые. Так, еще более чем полвека тому назад сотрудники И. П. Павлова и В.М. Бехтерева—Н.И. Красногорский, Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин и другие ученые положили начало объективному изучению психического и физиологического развития младенцев, использовав для этой цели, наряду с систематическим наблюдением, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции. Полученные в результате этих исследовании данные не только обогатили детскую психологию, но и позволили впервые в истории создать научно обоснованную систему воспитания детей в яслях и ясельных группах дошкольных учреждений.
За последние десятилетия были изданы получившие мировую известность фундаментальные труды по детской психологии Л. С. Выготского, А. Валлона, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и других авторов. Выполненные подчас с различных теоретических позиций и с помощью разных методических средств, эти исследования прояснили целый ряд сложных вопросов генетической психологии. Заслуга диалектико-материалистической разработки основ концепции онтогенеза человеческой психики принадлежит Л. С. Выготскому, указавшему пути преодоления характерного для традиционных направлений психологии двух-факторного подхода к пониманию детерминации развития психики ребенка. Именно этот выдающийся советский ученый впервые показал, что специфические человеческие формы психической жизни не могут быть выведены из одиночного или комбинированного действия факторов наследственности и среды и что психическое развитие ребенка происходит в процессе его чувственной предметной деятельности, осуществляемой совместно с другими людьми.
Таким образом, в изучении кардинальных проблем развития психики ребенка были достигнуты несомненные успехи. Вместе с тем анализ и обобщение накопленных экспериментальных данных свидетельствует о том, что еще многое в сложнейшем процессе формирования детской психики остается невыясненным, требует дальнейшего исследования. Такого рода исследования осуществляются сейчас в СССР и в ряде других стран. К числу наиболее интересных исследований в данной области принадлежит предлагаемая вниманию читателей работа английского психолога Томаса Бауэра.
Книга «Психическое развитие младенца» в какой-то степени уникальна. В зарубежной литературе по раннему детству едва ли найдется другая работа, в которой бы столь ясно и компактно излагалось значительное количество богатого фактического и теоретического материала, накопленного в результате экспериментального (т. е. гипотетико-дедуктивного) исследования психики ребенка в первые дни, недели, месяцы жизни. Остроумно задуманные и мастерски проведенные эксперименты позволили Т. Бауэру установить ряд новых фактов, характеризующих развитие познавательных и двигательных способностей младенца. Это в свою очередь дало ему возможность поставить под сомнение некоторые укоренившиеся в зарубежной психологии представления о природе изучаемых процессов и вместе с тем предложить более адекватные объяснения их происхождения и развития.
Особый интерес результаты его исследований имеют в связи с широко известной концепцией интеллектуального развития ребенка, разработанной Ж. Пиаже. Пытаясь использовать для интерпретации своих данных концептуальную модель развития, предложенную этим видным швейцарским психологом, Т. Бауэр вместе с тем приводит доказательства ошибочности ряда выдвигаемых Ж. Пиаже положений. Речь идет прежде всего об известном тезисе, согласно которому психические процессы ребенка на ранних этапах онтогенеза характеризуются «полным и бессознательным эгоцентризмом», который простирается вплоть до отсутствия у младенца понимания факта продолжения существования предметов, переставших непосредственно воздействовать на его органы чувств. Экспериментальные исследования Т. Бауэра показывают, что наблюдения Ж. Пиаже, обычно приводимые в качестве доказательства этого тезиса, могут в действительности объясняться специфическими для него формами отражения объективной действительности. Иными словами, солипсизм отнюдь не свойствен младенцам даже самого раннего возраста. Они воспринимают не те или иные постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а реальные предметы. При этом, правда, они воспринимают предметы лишь как нечто объективно и независимо от них существующее, как нечто противостоящее им во внешнем окружении. Конечно, предстоит длительный и сложный путь развития, прежде чем на основе этого очень общего знания у них сформируется полноценное представление о всем богатстве и многообразии предметного мира.
следующая – младенчество
Психическое развитие младенца. Содержание.