1.7. Расщепление образа телесного Я в структуре пограничной личности у лиц с пищевыми аддикциями
1.7.1. Некоторые теоретические направления исследования образа телесного Я в зарубежной психологии
По мнению Р.Уайли (1979), до настоящего времени существуют значительные различия во взглядах исследователей на проблему связи между Я-концепцией (образом Я, понятием Я, феноменальным Я и т.п.) и различными переменными телесного опыта. Одной из причин этого, по ее мнению, является нежелание авторов делить на два класса тесно связанные между собой психологические образования.
Тесное единство телесного опыта и образа Я было показано еще З.Фрейдом (1924), подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического объекта в развитии эго-структур, а также в генезе психопатологии, в частности, в развитии симптомов конверсионной истерии. Понятие телесного переживания заняло видное место в его генетической теории, согласно которой процесс развития был представлен как процесс изменения “локализации либидо”. Фиксация интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формирования характера определенного типа, так же как и аномального развития личности.
Позднее А.Адлер показал существование тесной связи между образом телесного Я и самооценкой (в частности, некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела).
Однако в дальнейшем психоаналитические конструкции становились все более и более “социальными”. Теории, которые продолжали использовать категории “локализация либидо” “страх кастрации”, “телесный символизм” уходили с психологической сцены. Неофрейдистские теории, а затем и теории гуманистической ориентации, избавившись от “низменного” аспекта фрейдовской системы, практически отказались и от рассмотрения роли телесных переживаний в организации и дезорганизации поведения, избрав в качестве единственного объекта исследований образ духовного Я.
В силу этого Я описывается только в терминах, относящихся к этой духовной сфере. Телесный опыт лишь в редчайших случаях рассматривается как компонент образа Я и остается практически за пределами психологических теорий личности. Говоря словами М.М.Бахтина, между словом и телом существует “безмерный разрыв” (1975).
По мнению Фишера, отсутствие телесного Я во многих “Я-концепциях” отражает общую тенденцию неприятия биологически ориентированных теорий поведения. Духовное Я позволяет в определенной степени гуманизировать образ человека, который механически упрощали биологизирующие теории. Но в то же время невозможно игнорировать тот факт, что пространство, в котором существует Я, есть человеческое тело, а самоощущение всегда проявляется в форме телесного переживания. “Я ощущает себя имеющим “местонахождение” внутри тела. Это “местонахождение” строго локализовано. Но Я никогда себя с телом не отождествляет. Тело является одним из объектов его восприятия, подобно другим объектам, представленным в трехмерном пространстве… тело — ограниченный объект, имеющий границу вокруг Я — последнее существует внутри границ. Тело — это именно тело, и оно определяется термином “мое”. Я же осознает себя в нем воплощенным. Не имея протяженности, Я имеет “местонахождение”. Оно никогда не “там”, как воспринимаемая вещь, оно всегда “здесь”, и это “здесь” осознается где-то внутри телесных границ” (Ландхольм, 1946)1.
Взгляд на тело как на границу Я, с одной стороны, и тезис психоанализа о способности к различению внутреннего мира субъективных желаний и внешнего мира объектов как важнейшем достижении нормального развития ребенка, с другой, стали отправными пунктами в построении первого направления исследования телесного опыта. Речь идет об исследовании “границ образа тела” (body image boundary). Это понятие было введено С. Фишером и С.Кливлендом (1958), которые исходили из того, что люди различаются по тому, насколько “твердыми”, “определенными”, “предохраняющими от внешних воздействий”, отгораживающими от внешнего мира” они воспринимают границы собственного тела. Как правило, это восприятие неосознанно и проявляется в чувстве определенной отграниченности от окружающей среды. В патологии, например, при повреждении мозга или при шизофрении иногда наблюдается размытие или даже исчезновение ощущаемых границ тела и смешение событий, которые происходят внутри и вне физических границ тела.
1 В последнее десятилетие интерес к телесному модусу переживания своего духовного Я возрождается в теориях гештальт-психотерапии и психосинтеза.
Стиль привлечения рациональных аргументов – предыдущая | следующая – Границы образа тела
Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях