Особое значение в организации эффективной психологической помощи детям и подросткам с ранним детским аутизмом имеет ориентация не только на искаженные системно-структурные модели их психического дизонтогене-за, но и на онтогенетические модели. Учет системно-структурных моделей позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру аффективного, интеллектуального и речевого дефекта. Учет онтогенетических моделей предполагает, с одной стороны, ориентацию психокоррекционных воздействий на более ранние этапы психического развития ребенка (на чем построен; например, метод холдинг-терапии), с другой стороны, ориентацию на уровень ближайшего развития ребенка, что требует развития самооценки у ребенка, адекватного отношения к своему состоянию и формирования адекватных поведенческих реакций и пр.
Сегодня остро стоит проблема организации обучения для детей с аутизмом. Для аутичных детей необходимы школы различного типа, которые соответствовали бы степени тяжести их эмоционального и интеллектуального дефекта. Содержание, формы, методы обучения в школе должны быть построены с учетом индивидуальных особенностей детей с аутизмом, их потенциальных возможностей и интересов.
Реализация потенциала ребенка с аутизмом возможна только при создании психотерапевтической среды в социуме. Особую значимость приобретает проблема интеграции аутичных детей в общество здоровых детей и детей с иными проблемами в развитии. Все это требует комплексного, целостного и одновременно дифференцированного подхода к психологической помощи детям с ранним детским аутизмом. Только такой подход позволит повысить эффективность психологической помощи с учетом всех факторов, определяющих психическое развитие аутичного ребенка, в том числе и фактора окружающей социальной среды.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мальчик 6 лет
Схематичное изображение тела, что не соответствует возрастной норме. У маль-чика наблюдается задержка психического развития.
Преувеличенные в размере кисти рук отражают нереализованную потребность в общении. Изображение зубов на лице отражает склонность к вербальной агрессии. Изображение оружия (шпага) является признаком агрессивности.
У мальчика в анамнезе родовая травма, наблюдается задержка психического развития церебрально-органического генеза. Нарушения поведения с признаками агрессии, аутистические тенденции.
Девочка 11 лет
Увеличенный размер рисунка человека, несоблюдение пропорциональных взаимоотношений между объектами отражает тревогу на момент обследования.
Малое количество деталей, особенно при изображении дома, отражает, с одной стороны, сниженный уровень интеллектуального развития, с другой стороны, астению
.
Отсутствие лица (глаз, рта и других деталей) отражает аутизацию, негативизм.
Отсутствие дополнительных деталей на доме также отражает замкнутость, склонность к аутизму, негативизм.
У девочки наблюдается аутизм, обучается в школе по массовой программе на дому.
Мальчик 13 лет 2мес.
В целом уровень изображения фигур не соответствует возрастной норме.
Изображение дома отличается от остальных рисунков множественными штриховыми линиями, что отражает проблемы в семье. Мальчик назвал свой дом «тюрьма». Это отражает также страх у ребенка агрессии со стороны окружающих, повышенную зависимость.
Дерево изображено закрытой круговой линией, что отражает аутизацию у ребенка. Отсутствие корней у дерева отражает неадаптированность, отсутствие эмоциональных контактов и привязанностей в семье.
Рисунок человека отличается схематичным изображением лица, что отражает негативизм, депрессивный фон настроения, аутизацию. Отсутствие рук — проблемы общения, склонность к импульсивности. Подчеркнутые уши с вставленными наушниками от плеера отражают подозрительность.
У мальчика органический аутизм (по классификации К. С. Лебединской), задержка психического развития.
Мальчик 11 лет
В центре рисунка располагается дом, который, по сравнению с другими, отличается большей выразительностью, детализацией. Подчеркнутые крыша, стены дома, фундамент, более сильный нажим отражают потребность у ребенка в защите, тревожность, наличие гиперопеки со стороны родителей.
Закрытые линии кроны дерева отражают замкнутость мальчика, а также склонность к фантазированию.
Отсутствие изображения лица, искажение формы головы, отсутствие пальцев рук отражают дефицит общения у мальчика, что проявляется в слабой потребности и неумении общаться.
Широко расставленные ноги и непрорисованные ступни отражают потребность в защите и опоре, трудности социальных контактов.
Мальчик учится в четвертом классе по массовой программе, успеваемость удовлетворительная. Наблюдаются существенные проблемы в общении со сверстниками. Четвертая группа по классификации О. С. Никольской.
Мальчик 10 лет
Отсутствует рисунок человека.
В рисунке дерева обращает на себя внимание «штрихообразность», множественность линий, искажение формы линий, что отражает тревожность у ребенка, склонность к импульсивности. Форма дерева «сломанная», неструктурированные линии указывают на депрессивный фон настроения, импульсивность, трудности целенаправленного поведения.
Отсутствие дополнительных деталей в рисунке дома отражает аутизацию, негативизм.
У мальчика органический аутизм, выраженная задержка психического и речевого развития. Посещает группу "Особый ребенок", отличается психомоторной расторможенностью.
Мальчик 14 лет
Рисунок человека отличается некоторой карикатурностью, что является признаком демонстративности в сочетании с негативизмом. Выражение лица несколько отстраненное, что отражает склонность к аутизации. В рисунке выражены признаки мужского пола, что отражает сексуальность, агрессивность, культ силы, что свойственно подростковому возрасту.
Слабый нажим штрихов может отражать депрессивный фон настроения, а увеличенный размер фигуры человека отражает повышенную тревожность на момент обследования.
Малое количество деталей на лице и туловище отражает замкнутость, депрессивный фон настроения, потребность в самозащите.
Жалобы родителей на грубость, аффективность у ребенка, трудности общения со сверстниками, проявление агрессивности. Наблюдается у психиатра по поводу расстройств поведения, аутизма, эписиндрома (эпилептическая готовность).
Заключение - предыдущая |
ОГЛАВЛЕНИЕ
консультация психолога детям, подросткам, взрослым