тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Значения, скрытые в символах

Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. А. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 3)
Художественный образ символичен по своей природе. “Художественный образ, лишенный этой обобщающей силы [символа] и мощной символической картины этой жизни всегда есть только бессильная натуралистическая копия жизни…” (Лосев, 1991, с. 251).

Переход образа в символ, по выражению М.М. Бахтина, “придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу <…> Подлинный символ своим содержанием соотнесен с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого универсума” (Бахтин, 1986, с. 381-382).

Осознание символического значения произведения искусства, по мнению Р. Арнхейма, – это главная задача зрителя, наблюдающего картину (Арнхейм, 1994). Созерцая произведение, зритель ощущает атмосферу, переданную в картине: изображается туманный берег реки, а переживается чувство забвения, успокоения, изображается гора – переживается чувство величия. Каждый из множества художественных (или изобразительных) символов, используемых в жанре пейзажа, имеет собственную интерпретацию и связан с собственным значением (см.: Петренко, Ко-ротченко, 2009). Если представить, как можно изображать, например, умиротворение, то это может быть образ безмятежной морской глади и светлого неба, но вряд ли для этого подойдет картина, запечатлевшая движение множества людей в городском пейзаже.

Как элемент языка искусства художественный образ в каждом произведении искусства неповторим, уникален. Живописный символ многомерен: он рождает в зрителе больше, чем только, например, безмятежность. Он может навеять некоторую спокойную отстраненность, грусть; он может породить ощущение замедления хода времени или другие переживания – символ может стать резонансным состоянию, образу мысли зрителя. Сложные эмоциональные отклики зрителя на произведение – результат удачно использованных выразительных средств, служащих для создания художественного образа, которыми, в частности, являются тропы.

Одно из определений тропа было дано еще в античности римским оратором Квинтилианом: “Троп есть такое изменение собственного значения слова в другое, при котором получается обогащение значения” (Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 520). В теории риторики дается следующее определение: “Троп (от греч. “тропос”) – слово или фраза в переносном значении, образное выражение, сдвиг в семантике слова от прямого к переносному значению, например, метафора, метонимия, аллегория, литота, гипербола и т. д.” (Александров, 1999, с. 45). В основе построения многих тропеических образований лежит семантическая несовместимость. Порождая “парадоксальную семантическую ситуацию”, тропы раздвигают границы между возможным и невозможным в языке, обеспечивают условия для проникновения в глубинную структуру реальности (Наер, 1976, с. 77).

Предыдущая | Следующая

Запись на прием к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А.

______________________________________________________________________________________________________________________________________
Обмен статьями:

Веб- учебник по педагогике и руководство к нему.