Безусловно, 21 век – век высоких технологий и научных открытий,- вызывает восхищение и гордость за то, что нам довелось стать частичкой этого времени. Но стоит задуматься о том, что существует и пагубное влияние современных достижений. Такому влиянию особенно подвержены неустоявшиеся рассудки наших детей. Школьный возраст – это та пора, когда сознание детей формируется, появляются свои взгляды на различные ситуации, происходит переосмысление прошлого жизненного опыта. В такие моменты психология детей особенно чувствительна к изменениям во внешней среде, дети реагируют на проблемы в семье, на плохие поступки друзей, прислушиваются к событиям, происходящим в мире. Современные технические средства и технологии, а особенно компьютерные, увлекают детей своей доступностью и функциональностью. Вместо активного процесса познания школьники переключают свое внимание на “онлайн” игры и виртуальную реальность. Чтобы сформировать характер ребенка и направить мышление в нужное русло, необходимо уделять как можно больше времени его образованию и воспитанию.
Воспитывая свое чадо, Вы можете потратить очень много времени до тех пор, пока ребенок не почувствует в себе тягу к познанию и совершенствованию. Как только такой момент наступит, Вы заметите повышенный интерес к чему-либо или новые увлечения у ребенка. Вот тут-то и необходимо ему помочь. У школьника должна быть собственная программа самовоспитания, охватывающая интеллектуальную, нравственную, физическую сферы развития. Для создания такой программы родители и педагоги должны изучить поведение ребенка в различных обстоятельствах и составить его, своего рода, психологический портрет. Далее вместе с ребенком необходимо определить те области, в которых он немного отстает от своих сверстников. Все это легко сделать, сравнив его с одноклассниками. Такие нехитрые действия обратят детское внимание на то, что у него есть одноклассники, которые лучше справляются с решением задачек, выше прыгают и знают больше стихов. Если при этом педагогическая деятельность в школе осуществляется на должном уровне, ребенок не будет испытывать чувство вины или ущербности, он, наоборот, сам захочет стать лучше.
Любая программа самовоспитания начинается с объективной самооценки. Чтобы привить навыки самооценки школьнику, необходимо почаще “сталкивать” его с необходимостью сравнивать себя и других или же себя и эталон, и выяснять, по каким критериям он сравнивал. При этом нужно подчеркивать ребенку его сильные стороны, поощрять его стремление к развитию. Самой большой ошибкой является увлечение некоторых родителей поиском слабых сторон ребенка. Тогда ему все время говорят, что он слабый, неумелый, не такой как все. Этого делать не нужно! Как только ребенок научится правильно оценивать себя и свои способности, необходимо задействовать мотивирующие факторы. Такими факторами не обязательно должны быть материальные поощрения за какие-либо достижения, ими могут быть и удовлетворение чувства гордости, чести, то есть поддержание моральных составляющих поступка. И, наконец, необходимо предоставить ребенку выбор, направления для развития. Если он добивается успехов в спорте или рисовании, танцах или вышивании, даже если просто любит читать книги, помогайте ему (запишите в секцию или кружок, купите новые книги). Хорошим стимулом к самовоспитанию может стать небольшая ответственность, например, какая-то домашняя обязанность или должность старосты в классе.
Итак, программа самовоспитания должна включать навык самооценки, мотивацию к развитию, дополнительные стимулы – это наиболее основные и важные составляющие духовного роста, которые поспособствуют развитию в ребенке самокритики, самообязательства и самоубеждения. На таком “фундаменте” ребенку будет несложно себя развивать и стремиться к новым достижениям. Помните, что личность каждого ребенка индивидуальна и требует особого, неповторимого подхода, но не вмешательства, поэтому не заставляйте, а заинтересовывайте!