Поэтому существует и такая точка зрения, что врач должен сообщить больному правду о неблагоприятном прогнозе. Это в большей степени оправдано в тех специальностях, где профилактическая помощь развита до такой меры, что современным выявлением, например, ракового процесса можно дать больному определенную надежду на выздоровление, как это бывает, к примеру, в гинекологии. Далее тенденция «говорить правду» поддерживается работниками некоторых больших онкологических учреждений (Пасков), где больные все равно догадаются, в каком отделении они находятся, поймут по ходу лечения (облучение), о каком заболевании идет речь. Тем, что лечение бывает успешным, можно ослабить психотравматизирующий характер сообщения о злокачественном процессе. Гарди (80) приводит возможные формулировки, приближающие сообщение к правде., или в сущности не скрывающие ее: своевременно начинаем лечение, то возможно выздоровление». Это «преканцерозное состояние, но если своевременно начнем лечение, то рак не разовьется». Гарди здесь говорит о «малы дозах правды» или «о правде по чайной ложке».
Если врач не решается сообщить настоящий диагноз, то он имеет возможность говорить о болезни с аналогичными симптомами и с хроническим течением;
в) больной узнал о тяжести заболевания, хотя врач и не хотел этого, как об этом уже упоминалось выше. В этом случае мы объясниме ему возможность положительного результата лечения при любой болезни и в любой ее стадии, приведем ему конкретные примеры таких успехов; которые знаем из своего опыта или из опыта своих коллег, подчеркиваем значение его психического состояния и влияния нервной системы на течение болезни. Держимся спокойно и уверенно, в разговоре пытаемся отвлечь внимание больного к таким темам, которые не касались бы болезни и могли бы лично заинтересовать больного. Мы понимаем, что этим делаем для больного самое большее из всех возможностей и не проявляем по отношению к нему неуверенность или «неспокойную совесть», которые больной мог бы расценить как знак разлада между тем, что врач говорит, и тем, что он думает. При таком методе важно, чтобы весь персонал в основном говорил одно и то же, так как иначе все усилия, направленные на психические успокоение больного могли бы оказаться безрезультатными;
г) наиболее сложная ситуация возникает при решении вопроса, говорить ли неизлечимо больному коллеге врачу о его состоянии. В этом случае лучше всего облегчит взаимоотношения как бы невысказанный договор: больной, хотя и догадывающийся о неблагоприятной возможности, не приводит лечащего врача слишком настойчивыми расспросами в замешательство, а лечащий врач должен продумать свое поведение так, чтобы оно облегчило больному коллеге понимание его объяснения. Имеются примеры того, как такая само собой разумеющаяся последовательность позволила терпимо завершить жизнь целому ряду знаменитых врачей.
Освальд Бумке «не занимался» демонстративно своим злокачественным заболеванием, читал лекции и принимал больных вплоть до последних трех дней перед своей смертью. Известный акушер-гинеколог из Брно до самой смерти живо интересовался всем, что происходило нового в его специальности и лечащих врачей не расспрашивал о подробностях своей болезни, хотя правда о ней была ему, очевидно, известна. Л. Шейнин описывает болезнь профессора рентгенологии, страдающего злокачественной опухолью и наблюдающего за тем, как ему его ученики объясняют эту болезнь, о которой он догадывался. Благодаря своему богатому опыту он быстро разглядел попытку своих врачей, но делал вид, что верит им, чтобы не приводить их в замешательство. И только тогда, когда один из его учеников преувеличил объяснение одного частного симптома, профессор не сдержался и обратил на это внимание своего ученика.
Гарди описывает одного больного врача с опухолью легких, который предчувствовал плохой конец, но вел себя так, будто бы он ни о чем не знает и был по отношению к своим лечащим коллегам очень деликатен. Один из его снов, однако, выдал его. Ему приснилось, что ищет со своей рукописью редакцию или театрального драматурга, чтобы предложить ему свою вещь. Но работа не была признана совершенной и возвращена автору для переработки. Сон символически выражает желание: если бы можно было начать еще раз снова.
12. Умирание и смерть
Смерть вызывает у человека беспокойство своей неизбежностью, неотвратимостью, с одной стороны, и неопределенностью наступления, с другой стороны. Здоровый или временно больной человек подавляет и вытесняет мысль о смерти. Танатофобия – неотвязный страх смерти которым страдает человек, которому смерть непосредственно не угрожает – это признак невроза. С проблемой умирания и смерти медицинский работник встречается особенно при контакте с очень тяжело и длительно страдающими больными. В прошлом «душевное утешение» таким больным предоставляли священники и религиозные организации. Измененные общественные условия с уменьшением религиозности ставят на место священника врача, сестру, психолога. Они должны были бы обеспечить больному право на достойное умирание (Пацовский 1976). Для этого необходимо рассмотреть в особенности биологические, клинические, психологические и философские взгляды на смерть и подготовить психотерапевтические методы, с помощью которых можно было бы справиться с критическим психическим состоянием больного. Эта рабочья направленность, объединенная под названием танатология – наука о смерти – скорее находится в начале своего развития.
Вкладом в эту проблему являются так наз. психологические вскрытия (Ваисман, Кастенбаум), проводимые в институте гериатрии в Массачузетсе. На конференции лечащих врачей, медицинских и социальных сестер, психологов и психиатров и священников оценивается жизнь умершего, главным образом, перед началом смертельного заболевания и его поведение в течение болезни. Посетив корпоративные тренинги, исследования показали что наступлению смерти может в большой степени способствовать сильный эмоциональный и социальный кризис, ее может ускорить капитуляция и особенно потеря возможности очень старых и слабых больных понять окружающий мир. Эти больные также испытывают наибольший страх смерти. «Психическая аутопсия принесет не только пользу. Мы больше узнаем о том, как обращаться с больными, узнаем их потребности и будем иметь возможность сделать то, в чем умирающий действительно нуждается. Кроме того, психологические вскрытия могли бы способствовать пониманию нужд старых людей и старости.»