ПРОЦЕСС ПСИХОТЕРАПИИ
Приходится признать, что мы не располагаем методологическими средствами, с помощью которых могли бы с уверенностью предсказать, что то или иное психотерапевтическое воздействие произведет тот или иной эффект. Даже в тех случаях, когда лечение дает положительный результат, практически невозможно определить, какими именно причинами он объясняется и даже следует ли отнести этот результат за счет терапии или за счет спонтанно возникшего процесса.
Великая идея психоанализа, вдохновившая все развитие современной психотерапии, гласила: раз невроз был вызван психологическими факторами, он может быть излечен такими же средствами. Как известно, эта идея возникла у Фрейда во время его пребывания в Париже под впечатлением опытов Шарко, который вызывал — и снимал — внушением параличи: «То, что мы можем вызвать, мы можем и устранить» (Charcot, 1887). К сожалению, результаты не оправдали ожиданий. В психоанализе существует значительное расхождение, настоящая пропасть между теорией и практикой. Мы можем прекрасно понимать причину возникновения симптома, но это знание не дает нам средств для его устранения. Как это ни парадоксально, чем отчетливее выступают психологические звенья болезни, как, например, при бредовых состояниях, тем труднее на них воздействовать. Даже классические «неврозы трансфера» — истерическая конверсия, фобии, навязчивые идеи,— составлявшие излюбленный предмет психоаналитических исследований, оказались крайне неподатливыми, несмотря на продолжительное лечение по классическому методу. Терапевтические результаты несоразмерно малы по сравнению с огромным теоретическим багажом, который удалось накопить.
Группа исследователей Парижского университета VII (Bres et al., 1977) выступила со статьей, посвященной проблеме длительности психоаналитического лечения; в ней мы находим, в частности, опубликованные в 1922 г. Эйтингоном данные о двухлетней деятельности Берлинского института психоанализа (Eitingon, 1922). При ознакомлении с приведенными там цифрами нельзя не поразиться числу успешных излечений, достигнутых необычайно быстро по нынешним критериям: в 1921 г. требовалось восемь месяцев для излечения невроза навязчивости, шесть месяцев для излечения тревожных истерических синдромов, в 1922 г. для излечения невроза навязчивости понадобилось четыре месяца и т. д. Объясняется ли это исключительно удачным подбором больных или же терапевты тех лет были менее требовательны, чем мы сегодня, в отношении критериев выздоровления? Следует ли предположить, что лечебные возможности психоанализа были тогда шире, чем теперь? Не играл ли фактор внушения главной роли?
В той же статье авторы указывают на постепенное увеличение продолжительности «дидактического» анализа (психоанализ, которому подвергается психоаналитик в процессе своей подготовки). В 1922 г. в Берлине он продолжался от шести месяцев до одного года. В 1935 г. Институт психоанализа в Вене рекомендовал два года. В 1947 г. в Лондоне считалось, что необходимо не менее четырех лет. В настоящее время во Франции говорят о 9-10 годах психоаналитического курса для «всех этих преподавателей, психологов, психоаналитиков и кандидатов в психоаналитики, которые составляют сегодня значительную часть обпито числа лиц, обращающихся к психоаналитикам, по крайней мере в Париже» (Bres, 1977, с. 153). Курс чисто психоаналитической терапии в целом стал несколько короче, но он значительно растянулся по сравнению с ранним периодом психоанализа. Следует добавить, что, хотя и происходит удлинение курса психоанализа, некоторые психоаналитики, в частности во Франции, стремятся сократить продолжительность сеансов.
Немного об истории. Понятие бессознательного – предыдущая | следующая – Психоанализ под сомнением
Л. Шерток. Непознанное в психике человека. Содержание.