Принципы психологической коррекции

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции, Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: коррекцию симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различные причины и, вследствие этого, различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка. Так, для ребенка, страдающего энурезом (недержанием мочи), могут быть полезны специальные релаксационные упражнения, направленные на устранение этого дефекта (симптома). Однако нередко, например в экстремальных ситуациях, эти явления у ребенка могут появляться вновь, несмотря на успешность психокоррекции в целом. Такой способ психологической коррекции оказывается недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую энурез. Она может быть обусловлена как психогенными факторами (например, испугом ребенка), так и биологическими (аномалией тазовых органов).

Таким образом, психологическая коррекция должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на более глубоком уровне — на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от того, насколько точно выявлены психологическая структура дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и реализации пси-хокоррекционного воздействия. Разработка принципов психокоррекции чрезвычайно важна. Основополагающие принципы психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:

1.  Личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В- Запорожец).

2.  Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Б. Ф. Ломов, М. И. Лисина и др.).

3.  Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности. В дошкольном детстве это игра, в младшем школьном возрасте — учебная деятельность (Д. Б. Эльконин и др.).

4.  Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных, условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С.Выготский, М. Монтессори). 5. Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности. В соответствии с этим психологическую коррекцию можно рассматривать как единую систему клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психокоррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогиг ческих факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизаций процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог будет игнорировать клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал клиники, педагогов, родителей), в которой находится ребенок. Второй принцип психологической коррекции — принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли ребенку психологическая коррекция, необходимо выявить особенности его психического развития,    уровень    сформированности    определенных    психологических новообразований, определить, каким возрастным периодам соответствует уровень развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что «в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» [Выготский, 1983, т. 5, с. 302-303].

Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. В свою очередь, психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Аналогично процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Глава 11. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ – предыдущая  | следующая –  Формы организации психологической коррекции

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым