/     /  
Пресенильный период

Пресенильный период

Решительно мы должны однако исправить общепринятую от одно­го автора к другому переходящую характеристику, касающуюся того, что адолесценция является периодом успокоения, наступающим после пубертатного периода. Наоборот, речь идет о периоде кризиса – необхо­димо учитывать, что каждая вторая смерть между 14-19 годами жизни – это самоубийство (у юношей – после несчастных случаев на транспорте, у девушек – после заболеваний сердца). Именно этот период психическо­го и общественного созревания и период формирования мировоззрения часто сопровождается полной жизненной безысходностью и беспомощностью. Отсюда вытекает или усиленная интенсивность контакта со сверстниками (биг-бит, джаз, различные эксцессы), или одиночество и пессимизм, ведущие во многих случаях к самоубийству.

Приводим стихи 16-летней девушки, которая совершила попытку самоубийства: «Вероятно, я скоро забуду / так же, как и вы / о чем ду­мает / шестнадцать лет / когда одиноко сидит / на скамейке /. И поэто­му я говорю вам / что не веруют в бога / что не веруют ни во что / и при этом эти шестнадцать лет / так страшно доверчивы!»

Зрелый возраст

Речь идет о периоде биологического и психического равновесия и кульминации жизненной творческой деятельности. Взрослый человек имеет свое мировоззрение, свою эмоциональную жизнь, волевые усилия и умственные способности в хороших жизненных условиях гармонически умножаются.

Более молодой период зрелости является завершением процессов индивидуальной и общественной самостоятельности. Жизненные, соматические процессы достигают вершины – спортсмены достигают наивысших результатов. Несколько иная картина наблюдается в психической области. Несмотря на то что в теоретических научных и художественных областях творческая деятельность устремляется к вершинам, относительный недостаток жизненного опыта, как правило, мешает созданию зрелых произведений, которые являются привилегией более старшего возраста.

Супружеская жизнь в этом периоде также сопровождается кризисами.

Пресенильный период, сенильный период и период старения

Наиболее важным является пресенильный период (45-60 лет), имеющий и свои гуморальные особенности: гиперхолестеролемию, протромбинемию и изменение липидов. Одновременно стареет и нервная система.

Старение, однако, протекает с индивидуальными различиями, особенно в такой ситуации, когда с помощью гигиенических и профилактических мероприятий современной медиины увеличились границы человеческой жизни. Еще в 1932 году средний возраст мужчин составлял 52 лет, а женщин – 55 лет; в 1958 году средний возраст мужчин уже составлял 67 лет, а женщин 72 года. В 1970 году средняя продолжительность жизни составляла 70,5 лет.

Сдвигаются не только возрастные границы – увеличивается количество старых людей, полностью сохранивших работоспособность. В настоящее время уже следует считать, что примерно одна четвертая часть людей, старше 70 лет, полностью сохраняет трудоспособность (Пениц).

Из истории известно много примеров молодых стариков: Яначек в 70 лет пишет свои наиболее известные музыкальные произведения, Павлов в 80 лет находится на вершине творческой деятельности, так же как Шоу, Рассел, Гете, Коменский. Биограф Микельанджело пишет о нем, что еще за неделю до смерти (в 90 летнем возрасте) он работал с такой энергией и страстью («Пьетта»), что казалось будто все должно было разлететься на куски.

Исследования Ш. Бюлер, сделанные в венском доме для престарелых, без сомнени, показали, что для одних людей вершиной жизни является начало зрелого возраста, а для других – период поздней старости.
Психическое старение психология отметила уже перед 30 годом жизни. (Например, способность обучаться новым вещам бывает наиболее выражена между 20 и 25 годами, затем отмечается постепенное снижение до 45 лет, а после 45 лет – более быстрое снижение; см. рис. 35).

Рис. 35 Кривая подъема и снижения умственных способностей в зависимости от возраста (по Милсу).

Кривая подъема и снижения умственных способностей в зависимости от возраста

Пресенильный период

Этот период является переходом между вершиной жизни, наивысшей жизненной производительностью и собственным старением, или распадом физических и психических сил в периоде старения.

Недостаток реактивности и свежести психических сил компенсируется богатством жизненного опыта; отважная инициатива уступает место рассудительной оценке возможностей. Уменьшается круг интересов и проявляется недостаток воли к дальнейшему развитию, образованию, росту, во многих случаях даже равнодушие в области интересов. Организм утрачивает пластичность, способность учиться, справляться с новыми импульсами – отсюда вытекает консерватизм этого периода.

Препубертатный период – предыдущая | следующая – Сенильный период

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)