тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Возможности психологической коррекции алекситимии (продолжение)

Стадия релаксации является неким подготовительным этапом преодоления алекситимии. Релаксирующими приемами могут служить: аутогенная тренировка, специальные музыкотерапевтические сеансы, широкий арсенал вспомогательных психогимнастических приемов (типа “восковая палочка” и т. п. ).

Дидактическая направленность первой стадии преодоления алекситимив понимается следующим образом. Неспособность больных вербализовать свои чувства наиболее отчетливо проявляется в затрудненной вербализации переживаний по типу “здесь и теперь”. Поскольку принцип “здесь и теперь” является одним из основных принципов недирективно ориентированных групп, недостаточная способность к его усвоению может в значительной мере снизить психокоррекционный потенциал группы. В силу этого одним из направлений работы группы является тренинг навыка переживания по типу “здесь и теперь”, обусловливающий дидактическую направленность подготовительного этапа работы по преодолению “алекситимического барьера”. При этом усвоении групповых норм (перечень которых приводится в известных руководствах по групповой психотерапии, 6, 9) и является в определенном смысле конечной целью групповой психокоррекции алекситимических пациентов. Подобно тому, как у детей младшего возраста с помощью дидактического материала, коим служат картинки, игрушки, разрезная азбука и прочее, развивают органы чувств, у алекситимических пациентов на первом этапе групповой работы также развивают способность чувствовать и умение вербализовать свои чувства, “дидактическим материалом” в данном случав является в той или иной мере весь методический арсенал групповой психологической коррекции в соответствующей модификации.

При этом в полной мере реализуются и основные принципы дидактики: сознательность (в виде осознания своего чувства, осознания себя в ситуации общения), наглядность (воплощением которой является определенное голографическое видение в условиях группы, выступающей как система зеркал, обеспечивающих множественную обратную связь), связь теории с практикой (тренинговая направленность группы, например, в случае тренинга навыка “здесь и теперь”).

Актуализация невербальных способов общения и опора на них, являясь основой преодоления алекситимии, предполагает широкое использование психогимнастических приемов и методик в максимальной степени способствующих “растормаживанию” и актуализации чувств без характерной для больных тревоги, связанной с их вербализацией. Не “оречевленные”, словесно не сформулированные приемы психогимнас­тики как бы подготавливали почву для последующей вербализации высвобождающейся при их применении богатой и интенсивной гаммы чувств. Психогимнастические упражнения, таким образом, рассматриваются как своего рода “разминка” чувств, их релаксация и “растормаживание”. Такого рода направленность обусловливала и определенную ориентацию на восприятие экстралингвистических особенностей вербального пласта поведения, когда важны не сами по себе рассуждения участника группы, сколь бы значимыми и исповедальными они ни были, а та ритмическая волна, которую они создают.

Одним из косвенных или обходных приемов вербализации чувств, служила предложенная нами методика “Портрет жены художника”. Участнику группы предлагалось составить вербальную картину, свой пор­трет, как если бы он был знаменитым и позировал художнику. Косвенный характер методики повышал ее информативность и диагностическую ценность. При этом упражнялись и углублялись способности и навыки участников в вербализации сложных чувств и нюансов отношения к себе и другим. Установка на максимально возможную передачу слова­ми нарисованного в воображении портрета поддерживалась стремлением участника группы, как можно полнее и без искажений донести до ос­тальных суть и содержание данной воображаемой картины, чтобы другие могли в максимальной мере “увидеть” ее. В распоряжении художника имелись разнообразные “средства”: краски, рамки разных размеров, предметы аранжировки, допускалась возможность создания как индиви­дуальных, так и групповых портретов (с ребенком, матерью, супругом и т.д.).

Опора на невербальные средства общения создает как бы обходные пути преодоления алекситимии, мобилизуя внутрен­ние резервы личности, обеспечивая опору на ее сохранные стороны. Обходной характер преодоления алекситимии в данном случае опреде­ляется тем, что осуществляется не прямое, а косвенное воздействие на “дефект”, коим является неспособность больного к вербализации своих чувств и прочие алекситимические черты.

Каким же образом, стимулируя невербальную коммуникацию, можно повысить способность к вербализации чувств у психосоматических бо­льных? Не является ли опора на невербальные средства общения в слу­чае алекситимическгос пациентов приспособлением к “дефекту”? Представляется, что это не так. Напротив, овладение невербальной ком­муникацией есть расширение и углубление общего диапазона средств и способов общения. Как следует из анализа занятий группы, овла­дение невербальными способами общения, развивающими способности к идентификации с другим человеком, к эмоциональному созвучию, приво­дили в конечном итоге к углублению эмпатического потенциала участ­ников группы т. е. к восприятию более широкого спектра коммуника­тивных стимулов, получаемых от других людей – интонацией голоса, выражений лица, языка тела и других “контекстуальных факторов”, дополняющих слова. Кроме того, в теплой и принимающей атмосфере группы изначально снимается определенный стереотип подавления и соматизации чувств, характерный для больных в их реальной жизни.

Завершающим этапом преодоления “алекситимического барьера” яв­ляется актуализация “внутренних диалогов”. Это приемы, направлен­ные на актуализацию скрытых, неполностью осознанных внутренних диалогов, их развертывание и вербализация. Данный подход представляется адекватным целям преодоления алекситимии, поскольку в основе конкретных ее проявлений лежит диффузность и слитность переживаний соматопсихического дискомфорта, что предполагает диффузность, смазанность и слитность внутреннего диалога, в котором, как в дымке тумана, трудноразличимы два его полюса, два внутренних собеседника. Внутренний диалог при этом вытесняется и сознания в силу неразре­шимости его в том виде, в котором он актуально представлен. Вытес­ненные из сознания субъективно неприятные переживания, связанные с внутренним диалогом, способствуют повышению общей тревожности и, в конечном итоге, хронизации психосоматического заболевания.

Для актуализации “внутреннего диалога” использовались как собственнне приемы, так и приемы, взятые из гештальттерапии (13). Они становились действенными, лишь будучи глубоко погружены в особую атмосферу психокоррекционного контакта, предполагающую повышенный уровень самосознания участника группы, побуждающую его к доверительному контакту с психологом, к самораскрытию. Только в этом случае участники группы могли услышать в речи говорящего не один давлеющий контекст, а их полифонию, и, как бы встраиваясь в его “внутренний диалог”, изнутри способствовали усилению противоречивых мо­ментов самосознания.

Таким образом, один из возможных подходов к преодолению алекситимических черт в структуре личности больного психосоматозом в  условиях групповой психологической коррекции состоит в реализации трех последовательных этапов: 1) релаксации и дидактической направленности, 2) опоры на невербальные средства общения, 3) актуализации “внутреннего диалога”.

алекситимические черты – предыдущая