Стадия релаксации является неким подготовительным этапом преодоления алекситимии. Релаксирующими приемами могут служить: аутогенная тренировка, специальные музыкотерапевтические сеансы, широкий арсенал вспомогательных психогимнастических приемов (типа “восковая палочка” и т. п. ).
Дидактическая направленность первой стадии преодоления алекситимив понимается следующим образом. Неспособность больных вербализовать свои чувства наиболее отчетливо проявляется в затрудненной вербализации переживаний по типу “здесь и теперь”. Поскольку принцип “здесь и теперь” является одним из основных принципов недирективно ориентированных групп, недостаточная способность к его усвоению может в значительной мере снизить психокоррекционный потенциал группы. В силу этого одним из направлений работы группы является тренинг навыка переживания по типу “здесь и теперь”, обусловливающий дидактическую направленность подготовительного этапа работы по преодолению “алекситимического барьера”. При этом усвоении групповых норм (перечень которых приводится в известных руководствах по групповой психотерапии, 6, 9) и является в определенном смысле конечной целью групповой психокоррекции алекситимических пациентов. Подобно тому, как у детей младшего возраста с помощью дидактического материала, коим служат картинки, игрушки, разрезная азбука и прочее, развивают органы чувств, у алекситимических пациентов на первом этапе групповой работы также развивают способность чувствовать и умение вербализовать свои чувства, “дидактическим материалом” в данном случав является в той или иной мере весь методический арсенал групповой психологической коррекции в соответствующей модификации.
При этом в полной мере реализуются и основные принципы дидактики: сознательность (в виде осознания своего чувства, осознания себя в ситуации общения), наглядность (воплощением которой является определенное голографическое видение в условиях группы, выступающей как система зеркал, обеспечивающих множественную обратную связь), связь теории с практикой (тренинговая направленность группы, например, в случае тренинга навыка “здесь и теперь”).
Актуализация невербальных способов общения и опора на них, являясь основой преодоления алекситимии, предполагает широкое использование психогимнастических приемов и методик в максимальной степени способствующих “растормаживанию” и актуализации чувств без характерной для больных тревоги, связанной с их вербализацией. Не “оречевленные”, словесно не сформулированные приемы психогимнастики как бы подготавливали почву для последующей вербализации высвобождающейся при их применении богатой и интенсивной гаммы чувств. Психогимнастические упражнения, таким образом, рассматриваются как своего рода “разминка” чувств, их релаксация и “растормаживание”. Такого рода направленность обусловливала и определенную ориентацию на восприятие экстралингвистических особенностей вербального пласта поведения, когда важны не сами по себе рассуждения участника группы, сколь бы значимыми и исповедальными они ни были, а та ритмическая волна, которую они создают.
Одним из косвенных или обходных приемов вербализации чувств, служила предложенная нами методика “Портрет жены художника”. Участнику группы предлагалось составить вербальную картину, свой портрет, как если бы он был знаменитым и позировал художнику. Косвенный характер методики повышал ее информативность и диагностическую ценность. При этом упражнялись и углублялись способности и навыки участников в вербализации сложных чувств и нюансов отношения к себе и другим. Установка на максимально возможную передачу словами нарисованного в воображении портрета поддерживалась стремлением участника группы, как можно полнее и без искажений донести до остальных суть и содержание данной воображаемой картины, чтобы другие могли в максимальной мере “увидеть” ее. В распоряжении художника имелись разнообразные “средства”: краски, рамки разных размеров, предметы аранжировки, допускалась возможность создания как индивидуальных, так и групповых портретов (с ребенком, матерью, супругом и т.д.).
Опора на невербальные средства общения создает как бы обходные пути преодоления алекситимии, мобилизуя внутренние резервы личности, обеспечивая опору на ее сохранные стороны. Обходной характер преодоления алекситимии в данном случае определяется тем, что осуществляется не прямое, а косвенное воздействие на “дефект”, коим является неспособность больного к вербализации своих чувств и прочие алекситимические черты.
Каким же образом, стимулируя невербальную коммуникацию, можно повысить способность к вербализации чувств у психосоматических больных? Не является ли опора на невербальные средства общения в случае алекситимическгос пациентов приспособлением к “дефекту”? Представляется, что это не так. Напротив, овладение невербальной коммуникацией есть расширение и углубление общего диапазона средств и способов общения. Как следует из анализа занятий группы, овладение невербальными способами общения, развивающими способности к идентификации с другим человеком, к эмоциональному созвучию, приводили в конечном итоге к углублению эмпатического потенциала участников группы т. е. к восприятию более широкого спектра коммуникативных стимулов, получаемых от других людей – интонацией голоса, выражений лица, языка тела и других “контекстуальных факторов”, дополняющих слова. Кроме того, в теплой и принимающей атмосфере группы изначально снимается определенный стереотип подавления и соматизации чувств, характерный для больных в их реальной жизни.
Завершающим этапом преодоления “алекситимического барьера” является актуализация “внутренних диалогов”. Это приемы, направленные на актуализацию скрытых, неполностью осознанных внутренних диалогов, их развертывание и вербализация. Данный подход представляется адекватным целям преодоления алекситимии, поскольку в основе конкретных ее проявлений лежит диффузность и слитность переживаний соматопсихического дискомфорта, что предполагает диффузность, смазанность и слитность внутреннего диалога, в котором, как в дымке тумана, трудноразличимы два его полюса, два внутренних собеседника. Внутренний диалог при этом вытесняется и сознания в силу неразрешимости его в том виде, в котором он актуально представлен. Вытесненные из сознания субъективно неприятные переживания, связанные с внутренним диалогом, способствуют повышению общей тревожности и, в конечном итоге, хронизации психосоматического заболевания.
Для актуализации “внутреннего диалога” использовались как собственнне приемы, так и приемы, взятые из гештальттерапии (13). Они становились действенными, лишь будучи глубоко погружены в особую атмосферу психокоррекционного контакта, предполагающую повышенный уровень самосознания участника группы, побуждающую его к доверительному контакту с психологом, к самораскрытию. Только в этом случае участники группы могли услышать в речи говорящего не один давлеющий контекст, а их полифонию, и, как бы встраиваясь в его “внутренний диалог”, изнутри способствовали усилению противоречивых моментов самосознания.
Таким образом, один из возможных подходов к преодолению алекситимических черт в структуре личности больного психосоматозом в условиях групповой психологической коррекции состоит в реализации трех последовательных этапов: 1) релаксации и дидактической направленности, 2) опоры на невербальные средства общения, 3) актуализации “внутреннего диалога”.
алекситимические черты – предыдущая