Развитие моторного поведения (предвосхищающее схватывание)

Тем не менее, если Уайт прав в отношении процесса становления навыков дотягивания и схватывания, то предъявление ребенку предметов сразу после того, как он начал попадать рукой на предмет, должно было бы уско­рить развитие, особенно по сравнению с младенцами, кото­рые довольствуются для тренировки своими руками. Тео­рию Уайта можно свести к инвариантной последователь­ности операций, а также к определенному ряду событий во внешнем окружении, которые связывают одну опера­цию с другой. В целом эта гипотетическая последователь­ность выглядит следующим образом:

Для подтверждения своих предположении Уайт провел наблюдения за 34 младенцами. Дети находились в стацио­наре, что давало возможность создать для них довольно необычное окружение: они лежали навзничь на продав­ленных матрацах, которые сковывали их движения. Все вокруг было одинакового белого цвета с немногими выделяющимися деталями. Окружение их, таким образом, трудно было бы назвать нормальным (1-я группа). Чтобы проверить свою теорию, Уайт изменил окружение двух других групп детей. Изменения были двоякого рода.  У младенцев второй группы в возрасте от 37 до 124 дней над кроватками были подвешены разноцветные игрушки. Простыни и спинки кроватей тоже были разноцветными. Предполагалось, что все эти изменения вызовут повышен­ный интерес младенцев и будут способствовать вниматель­ному наблюдению за движениями рук, так как они должны стремиться достать руками расположенные в поле зрения предметы. Для третьей группы младенцев в возрасте от 37 до 68 дней было внесено только одно добавление к обычной обстановке стационара: к боковым стенкам кроватей было прикреплено по две пустышки, которые выделялись на фоне диска в красный и белый горошек. Пустышки были прикреплены в 15—20 см от глаз ребенка, чтобы привлекать к себе максимум внимания. В период с 68 до 124 дней над кроватями детей этой группы были подве­шены то же игрушки, что и над кроватями детей второй группы.

Если теория Уайта верна, каким образом эти различия в окружающей обстановке должны были бы повлиять на детей? Уайт предположил, что чем больше привлека­тельных предметов находится вокруг ребенка, тем меньше вероятность того, что он заметит свои руки. Поэтому можно было бы ожидать некоторой задержки возникновения зрительного контроля за руками, а вместе с ним и задержки этапа показывания рукой на предмет. Однако когда ребе­нок начнет доставать до предметов извне, у него под руками всегда будет много предметов, которые при соприкосно­вении с ним будут вызывать схватывание предмета, что должно было бы ускорить переход к предвосхищающему будущее хватательное движение протягиванию руки.

Попытавшись создать два эффекта, действующие в противоположных направлениях, Уайт красиво решил проб­лему контроля того, не относятся ли дети той группы, которая быстро достигает требуемых результатов, просто к числу быстро развивающихся. К сожале­нию, несмотря на то, что оба эффекта действительно имели место, их особенности опровергли ту теорию, на основа­нии которой они были предсказаны. Во второй группе зрительный контроль за руками развивался с задержкой, более того, он появился только после начала показывания рукой на предмет; контроль за руками задерживался до тех пор, пока рука не была видна ребенку в соприкосно­вении с предметом. Это явно противоречит теории, со­гласно которой зрительный контроль за рукой является необходимым предварительным условием достижения предметов. Развитие дотягивания с предварительной под­готовкой пальцев для схватывания ускорилось во второй и третьей группах, однако ускорилось настолько, что появилось раньше, чем хватание, вызванное прикоснове­нием. Это также явно противоречит теории Уайта, так как в ней утверждается, что предвосхищающая подготовка пальцев развивается из схватывания на основе тактиль­ного контакта с предметом. Он наглядно продемонстри­ровал влияние окружающей среды, но его результаты опровергли его же теорию.

Какое объяснение можно дать полученным результа­там? Один из возможных доводов заключается в том, что младенцы контрольной группы развивались ненормально. Так как поведению нечего было ассимилировать, оно стало распадаться. Те элементы поведения, которые, по мнению Уайта, привели к формированию сложного навыка дотя­гивания и схватывания, выступили совершенно самостоя­тельно. Далее, младенцы, у которых были необходимые для ассимиляции предметы, не обнаружили признаков распада навыка. Это правомерный довод, ибо нам известно, что зрелые формы поведения, если их не упражнять, по­степенно распадаются. Но он не объясняет причину появления таких форм поведения, как хватание, вызванное прикосновением, во всех группах, причем без определенного порядка по отношению к предвосхищае­мому схватыванию. Если контрольная группа продемонстрировала это явление в результате распада предваритель­ного схватывания, то почему та группа, у которой были предметы для ассимиляции и, следовательно, отсутство­вали причины для распада, вела себя так же? Нет сомне­ния, что ни одна теория созревания не позволяет с уве­ренностью ответить, почему это произошло после появле­ния предвосхищающего схватывания — предполагаемого конечного пункта развития.

дотягивание и схватывание – предыдущая | следующая – дотягивание до предмета

Психическое развитие младенца. Содержание.