Для проверки действенности правила хорошего продолжения методика эксперимента была несколько изменена (Бауэр, 1976а). Младенцам в возрасте шести недель показывали проволочный треугольник с наложенной на него полосой (см. рис. 5.8А) и формировали условную реакцию на его появление. После непродолжительной тренировки им показывали один из четырех тестовых стимулов, изображенных на рис. 5.8Б. Эти фигуры были подобраны как возможные варианты исходной ситуации восприятия — той, к которой у них была выработана условная реакция. Коли восприятие младенцев согласуется с правилом хорошего продолжения, то они должны били бы воспринимать исходную фигуру так же, как ее видят взрослые, то есть как треугольник с наложенной на него полосой. Если их восприятие не подчиняется этому правилу, то они могли бы думать, что под полосой ничего нет. В этом случае они могли бы видеть первоначальную фигуру любым из трех остальных показанных на рис. 5.8Б способов. В эксперименте подсчитывалось количество условных реакций на каждую фигуру: фигура, вызвавшая больше всего реакций, считалась наиболее похожей на контрольную. Полученные результаты недвусмысленно свидетельствовали в пользу полного треугольника (фигура 1 на рис. 5.8Б), означая, что младенцы воспринимали исходную фигуру как треугольник с наложенной на него полосой. Это говорит о том, что даже шестинедельные младенцы могут использовать правила хорошего продолжения.
Рис. 5.6. Событие, показанное слева (4А) созвучно информации в первых трех кадрах. Точки по-прежнему движутся по общей траектории. Событие справа (4Б) противоречит данной ранее информации, так как точки внезапно начинают двигаться независимо после того, как двигались совместно, когда трехнедельным младенцам показываются первые последовательности, а затем одно из этих событий, они обнаруживают признаки удивления в случае противоречащего, а не созвучного события.
Таким образом, создается впечатление, что не все закономерности организации восприятия, обнаруженные гештальтистами, врожденны. По крайней мере в отношении одного из правил — правила близости — можно констатировать очень медленное развитие, тогда как правило общей судьбы эффективно уже в очень раннем возрасте. Вполне вероятно, что механизм, обеспечивающий использование более надежной информации об общем движении, является генетически запрограммированным, в то время как менее полезные правила, применимые в случае неподвижных объектов, могли бы быть постепенно усвоены в ходе развития. Возможно и иное объяснение, а именно: восприятие ребенка может определиться этими, правилами и для стационарных ситуаций, но просто дети обращают внимание исключительно на движущиеся предметы. В дальнешем мы увидим, что в пользу этого второго предположения свидетельствует больше данных, чем это могло бы показаться на первый взгляд.
Наверное, читатель начинает испытывать некоторое беспокойство по поводу рассмотренных к этому моменту экспериментов. Исследования восприятия предметов оказались экспериментами на различение. Вне всякого сомнения, предмет означает для нас нечто большее, чем различимый элемент зрительного поля. Для взрослого человека предмет — это не просто различимая конфигурация, подобная фрагменту изображения на рисунке или фотографии. Предмет — это нечто твердое и осязаемое, его можно схватить, он имеет определенные размеры, может быть твердым или мягким, а при падении издает определенный звук. Ни одно из этих качеств не описывается законами гештальтпсихологии. Хотя закономерности, открытые гештальтистами, могут оказаться достаточными для объяснения восприятия отдельных элементов, в них нет ничего для объяснения восприятия других, более характерных качеств предметов.
Законы перцептивной организации хорошо описывают восприятие точек и линий на листе бумаги. Они, однако, ничего не говорят нам о том, как мы отличаем плоские изображения от предметов в окружающем нас мире, а ведь это, безусловно, очень важная способность. Осязаемость — качество, которое можно было бы назвать «схватываемостью», твердость, звуковые свойства, величина — все эти свойства отличают предметы от их изображений. Совокупность таких свойств Мишотт (1962) назвал «феноменальной реальностью». Ни одно из этих качеств не является исключительно зрительным. Взрослые могут по одному виду предмета судить о его твердости, но ведь твердость — это свойство, которое более привычно ассоциируется нами с ощущением прикосновения. То же самое можно сказать о «схватываемости» и даже о величине, на чем мы остановимся позднее в этой главе. На основе зрительной информации взрослые могут определять, какой звук издаст предмет при надении или при ударе, а звук — это качество, связанное со слухом. Таким образом, совокупность свойств предмета, которая определяет феноменальную реальность, представляет собой комплекс, включающий различные по своей модальности ощущения. Информация одной модальности — зрительной — специфицирует информацию, которая могла бы быть получена с помощью других модальностей, если бы они использовались в данной ситуации. Зрительное восприятие окружающего мира включает в себя прогнозирование информации, потенциально доступной другим органам чувств.
целостные конфигурации – предыдущая | следующая – осязаемость
Психическое развитие младенца. Содержание.