/     /  
Позиция психотерапевта

Позиция психотерапевта

Приведенные клинические иллюстрации показали, как важно, чтобы «терапевтическое поле» медицинского учреждения, будь это частная практика, клиника или психосоматическое отделение больницы, располагало достаточ­ным числом комбинирующихся друг с другом терапевтических ситуаций, что­бы оптимально соответствовать терапевтическим потребностям пациента. Однако это означает, что терапевтическое учреждение в целом должно функ­ционировать как терапевтическая группа, то есть как когерентное психодина­мическое силовое поле. Непременной предпосылкой для этого является то, чтобы терапевты и их сотрудники сами воспринимали себя как группу, и что­бы деятельность учреждения в целом была структурирована с психодинами­ческой точки зрения. Ибо там, где пациент не может войти в терапевтическую группу, учреждение само должно принять на себя функции терапевтической группы, то есть защищенного «межличностного внутреннего пространства», в рамках которого пациент мог бы получить инсайт на свои конфликты (Ammon, 1973а).

Здесь возникает также проблема отграничения от традиционной органи­ческой медицины и ее учреждений. Хотя, с моей точки зрения, уже не подле­жит сомнению, что психосоматическое заболевание является выражением тя­желого психического нарушения, адекватное лечение которого может проис­ходить лишь в рамках психотерапии, это все же не делает участие интерниста изначально лишним. Пока пациент нуждается в помощи интерниста или дру­гого специалиста, такое лечение должно проводиться. Важно, чтобы лечащие врачи сотрудничали в рамках бригадной работы, свободной от предрассудков, что настойчиво подчеркивал еще Александер (1950). По моему опыту, успеш­ное сотрудничество и коммуникация между соматическими и психоаналити­ческими терапевтами – решающая предпосылка для того, чтобы лечение по­могло пациенту.

В любом случае психотерапевт должен не дать вовлечь себя в подыгры­вание органической симптоматике пациента. С самого начала в рамках психо­аналитической терапии вопрос о симптоме, вопрос «что у меня?» должен си­стематически заменяться вопросом «кто я?» и прорабатываться в ходе тера­певтического взаимодействия как вопрос идентичности. При этом, само со­бой разумеется, психосоматический симптом не всегда возможно полностью устранить. Психоаналитическое лечение психосоматических пациентов отно­сится к труднейшим и сложнейшим видам терапии. И хотя обратимость тяже­лейших форм заболевания гораздо выше, чем это принято думать в традици­онной медицине, в некоторых случаях приходится довольствоваться тем, что симптом остается и далее подлежит исключительно соматической терапии.

Когда же удается получить инсайт больного на конфликт идентичности, определяющий его симптоматическое поведение, и поддерживать его, прора­батывать этот конфликт идентичности как таковой, не отщепляя вопрос симп­тома и не скрывая его, все это, по опыту, всегда сопровождается отчетливым снижением симптоматики. И здесь справедливо, что аспект идентичности те­рапевтического процесса имеет абсолютный приоритет перед простым устранением симптомов. Здоровье есть не отсутствие болезни, а защищен­ность и свобода собственной идентичности, ее конструктивно агрессивная и креативная реализация в группе.

В заключение я хотел бы особенно подчеркнуть этот аспект психосома­тической проблемы. Мы постоянно видим, как не только практический врач, но и психотерапевт советует психосоматическому больному: «Ограничивайте себя, не превышайте ваши возможности» именно тогда, когда пациент соби­рается сделать шаги в направлении активного определения и расширения соб­ственной идентичности. С моей точки зрения, это неправильно. Главное – это не уберечь больного от страхов, напряжения и конфликтов, связанных с ша­гом к собственной идентичности и ее расширению, от которых он скрывается бегством в свои симптомы, а сопровождать больного в направлении этих страхов, волнений и конфликтов, поддерживая и помогая в их конструктивном преодолении. Любая другая позиция означает содействие страху идентичнос­ти и бегству пациента и, в конце концов, сотрудничество с интернализованным запретом идентичности. Сотрудничество тем более опасное, что оно пред­стает внешне как ответственное участие, хотя на деле является лишь проявле­нием страха терапевта не совладать с конфликтом идентичности своего паци­ента. Щадящее отношение, рекомендуемое больному, на самом деле относит­ся к самому терапевту. Здесь скорее можно предположить у терапевта бессознательную потребность всемогущества, нуждающуюся в слабостях пациента, чтобы находить себе постоянное подтверждение, чем точно воспроизводится патогенное отношение матери к ребенку. Решающим для терапии психосома­тических заболеваний является именно то, что терапевт может отпустить па­циента из детства и из терапии, позволяя ему свободное от вины отграничение как от интернализованных враждебных идентичности объектов, так и от са­мого себя.

В заключение я хотел бы изложить соображения, связанные с вывода­ми из изложенной в этой книге концепции структуры и динамики психосо­матических заболеваний для организации медицинского обслуживания. Так ­же, как генез и динамика индивидуальной болезни может быть понята лишь в контексте группы, членом которой был или является больной, лечащий врач может понять динамику своего взаимодействия с психосоматическими па­циентами только в рамках контрольной группы. В этой связи особое значе­ние приобретает разработанная М. Балинтом техника, позволяющая дать врачам возможность в рамках психоаналитически ориентированной группо­вой работы получить инсайт на свое поведение с больными. Так называемые группы Балинта представляют собой, по моему опыту, великолепный инст­румент для того, чтобы дать не имеющим психоаналитического образования врачам доступ к психодинамическим проблемам, постоянно связанным с лечением психосоматических заболеваний. Эти группы, в которых врачи исследуют как различные картины заболеваний своих пациентов, так и фе­номены переноса и противопереноса в отношениях с больным, могут слу­жить мостами для двух направлений. В больших клиниках они могут слу­жить улучшению взаимодействия между представителями различных вра­чебных специальностей, в особенности между психоаналитиками и интер­нистами. Они могут также быть связующим звеном между клиническими учреждениями и частнопрактикующими врачами. Таким образом, они со­действуют постепенному созданию поддерживающих рамок для психоаналитической терапии психосоматических заболеваний, что имеет огромное значение для успеха терапевтической работы.

Возможности терапевтической группы – предыдущая | следующая – Групповая работа терапевтической бригады

Психосоматическая терапия. Оглавление


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)